Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Защита прав потребителей в контексте современного законодательства

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Анализ понятия, предмета и особенностей законодательства о защите прав потребителей. Формы гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей. Функции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Защита прав потребителей в контексте современного законодательства»

План

  • Введение
  • Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

§ 1. Понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей

§ 2. Развитие законодательства о защите прав потребителей в России в историческом контексте

  • Глава II. Гражданско - правовые средства защиты прав потребителей
  • ГЛАВА III. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, А ТАКЖЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
  • §1. Формы гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей
  • §2. Правовой статус и функции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы, выбранной мной называется “Защита прав потребителей в контексте современного законодательства ”.

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, так как защита прав потребителей является одной из важнейших проблем в современном гражданском праве России. Национальная политика в сфере защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в нашем государстве. Она осуществляется в тесной взаимосвязи с общим курсом экономических и правовых реформ, институциональными преобразованиями, развитием конкуренции, а также с учетом их влияния на экономическое положение граждан на потребительском рынке товаров, работ, услуг.

Национальная политика в сфере защиты прав потребителей основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», иных федеральных законах и нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Организационную основу государственной потребительской политики составляет сформированная в соответствии с законодательством национальная система защиты прав потребителей.

С введением в действие в апреле 1992 г. Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее Закон) была создана правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в этой сфере.

За эти годы создано законодательство, гармонизированное с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) и обеспечивающее защиту прав потребителей с учетом специфики отдельных секторов потребительского рынка товаров (работ, услуг).

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть и проанализировать законодательство в области защиты прав потребителей и соотнести его с отраслевым законодательством, в первую очередь, гражданским.

На основании данной цели работы, я выделяю следующие задачи для её реализации:

1.) Изучение научных трудов известных ученых-юристов в области защиты прав потребителей;

2.) Анализ федерального закона "О защите прав потребителей", определение места этого закона в системе правового регулирования отношений, связанных с данным правовым институтом;

3.) Поиск недостатков законодательства в области защиты прав потребителей и разработка предложений по устранению этих недостатков для наиболее эффективной защиты прав потребителей.

4.) Изучение установленного законодательством уровня гражданско-правовой ответственности за нарушение прав граждан в сфере реализации прав потребителей;

5.) Характеристика гражданско-правовых средств защиты прав потребителей;

6.) Характеристика правового статуса и функций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Объектом исследования являются общественные отношения, урегулированные нормами законодательства о защите прав потребителей.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, подзаконные акты и акты толкования, касающиеся защиты прав потребителей.

Теоретической основой исследования послужили наиболее перспективные труды ученых в области защиты прав потребителей, среди которых важно выделить разработки В.Н. Аргунова, А.Е. Шерстобитова, В.И. Витрянского, А.М. Эрделевского и многих других.

Теоретическая и практическая значимость данной работы для меня как студента юридического факультета заключается в:

- систематизации, закреплении и углублении положений об основах защиты прав потребителей в целом, как правового института;

- развитии и формировании таких навыков самостоятельной научной работы, как планирование и проведение исследований;

- овладении правовой терминологией, выработке навыков логического анализа содержания нормативного материала, монографических работ и учебной литературы;

- выработке умения интерпретировать полученные результаты, правильно излагать и оформлять их.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

§ 1. Понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей

Правовое регулирование отношений с участием потребителей призвано не только регламентировать механизм возникновения и осуществления их в качестве гражданских правоотношений посредством норм гражданского законодательства, но в соответствии с основной своей задачей устранять правовые последствия нарушений прав потребителей, возникающих в рамках этих правоотношений, и восстанавливать нарушенное состояние также при помощи норм иных отраслей законодательства. Несомненно, нормы гражданского права имеют господствующее положение в процессе правового регулирования отношений с участием потребителей, поскольку они складываются между юридически равными потребителем и его контрагентами (изготовитель, исполнитель, продавец) и носят гражданский характер.

Тем не менее представляется важным для определения особенностей законодательства в данной сфере учитывать роль соответствующих норм предпринимательского, административного, гражданско-процессуального, муниципального, уголовного права, без которых правовое регулирование защиты прав потребителей невозможно вообще, так как нормы каждой отрасли выполняют собственные задачи для единой цели - защиты этих прав. Например, ряд норм предпринимательского права (если рассматривать его как отрасль) устанавливают правовое обеспечение качества товаров, работ и услуг, что само по себе является определенной гарантией успешной реализации права потребителя на безопасность товара (работы, услуги), закрепленной в ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей". Спецификой действующего законодательства о защите прав потребителей, состоящего из совокупности нормативных правовых актов, которые носят разноотраслевой характер, можно считать выделение его в качестве специальной комплексной отрасли законодательства. Анализ законодательства о защите прав потребителей в юридической литературе, проводимый в разные периоды его становления, указывал на комплексную природу этого законодательства. Так, А.Е. Шерстобитов и Т.Л. Левшина справедливо отмечали в процессе анализа правоприменительной практики первых лет существования Закона «О защите прав потребителей», что «совокупность входящих в него нормативных актов должна определяться как комплексная отрасль законодательства, тесно связанная с отраслевым законодательством и черпающая из него основные, базовые категории (например, договор, правонарушение, вина, ответственность и т.д.), без которых правоприменительная деятельность невозможна. Классическое гражданское законодательство не рассчитано и не должно быть рассчитано на регулирование всех вопросов, связанных с защитой прав потребителей. В связи с этим подчеркивалась настоятельная необходимость в дальнейшем развитии и совершенствовании специального законодательства о защите прав потребителей, концентрирующего правовые нормы, обеспечивающие приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и исполнителями на рынке товаров и услуг. Таким образом, как комплексная отрасль законодательство о защите прав потребителей представляет собой вторичное структурное образование в системе законодательства и включает нормы различных отраслей права".

Аналогичную точку зрения относительно рассматриваемой специфики законодательства о защите прав потребителей высказывал также М.Ю. Челышев, определяя законодательство о защите прав потребителей как совокупность разноотраслевых нормативных правовых актов, при помощи которой устанавливается механизм охраны субъективных прав потребителей, разноотраслевых гарантий их реализации, юридических последствий нарушения названных прав. Это законодательство является внешним проявлением существующего в отечественном праве межотраслевого института охраны прав потребителей. Основу данного правового института составляют правовые нормы о субъективных правах потребителей.

Общественные отношения, урегулированные нормами законодательства о защите прав потребителей, составляют его предмет. Круг данных отношений настолько обширен и разнообразен, что в принципе нев...

Другие файлы:

Защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения
Общие положения о защите прав потребителей. Сертификация товаров. Защита прав потребителей при продаже товаров и в сфере обслуживания. Защита прав пот...

Защита прав потребителей
Правонарушения в сфере защиты прав потребителей. Основные понятия и новшества Закона РФ "О защите прав потребителей". Государственная и общественная з...

Защита прав потребителей
Основные права потребителей. Защита прав потребителей в случае приобретения товара ненадлежащего качества. Внесудебная и судебная защита прав потребит...

Защита прав потребителей.
М.: Юстицинформ, 2006. — 248 с. Издание представляет собой учебное пособие по дисциплине «Защита прав потребителей». Структура пособия полн...

Защита прав потребителей в торговом обслуживании
Становление и развитие законодательства о защите прав потребителей. Основные категории правового института защиты прав потребителей. Понятие торговли...