Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Защита прав потребителей в торговом обслуживании

Тип: дипломная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Становление и развитие законодательства о защите прав потребителей. Основные категории правового института защиты прав потребителей. Понятие торговли и торгового обслуживания. Отдельные направления защиты прав потребителей в торговом обслуживании.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Актуальность исследования обусловлена часто возникающими противоречиями в сфере потребительского рынка, нарушениями прав потребителей, некоторым несовершенством законодательства в данной отрасли, недостаточно эффективной правоприменительной практикой.

В современном цивилизованном демократическом обществе права человека имеют первостепенное значение. Это подтверждается многочисленными международными актами о правах человека и соответствующим законодательством Российской Федерации. Права человека следует рассматривать в совокупности, складывающейся из множества аспектов жизнедеятельности личности. В процессе жизни, сталкиваясь с необходимостью удовлетворения своих насущных потребностей, люди чаще всего выступают в качестве потребителей каких-либо услуг, товаров, предлагаемых бесчисленным количеством производителей. В конечном счете, вся индустрия производства товаров и услуг своей итоговой целью ставит именно удовлетворение интересов потребителя. Большая часть потребностей обеспечивается посредством приобретения товаров, то есть торговли. Потребитель должен быть уверен, что он получает достоверную информацию о товаре и его изготовителе, что это качественный товар, безопасный для его жизни и здоровья, что он вправе отстаивать свои интересы, в том числе в судебных органах.

Ориентация экономики на нужды человека, естественно, потребовала максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне. Значение защиты прав потребителей не только в усилении социальных гарантий гражданина. Такая защита объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг.

Во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, названная проблема актуальна уже давно. В 1985 г. Генеральная ассамблея ООН приняла решение считать 15 марта Всемирным днем потребителей. Поскольку именно в этот день, но в 1962 г., президент США Джон Кеннеди, выступая в Конгрессе, впервые в мировой истории провозгласил четыре неотъемлемые права граждан-потребителей: на безопасность товаров и услуг, на информацию, на выбор товаров и услуг, право быть выслушанным. С тех пор, благодаря активной деятельности созданной вскоре после этого Международной организации потребительских союзов (в настоящее время объединяет в своих рядах организованных потребителей из 86 стран, в том числе России, Украины, Белоруссии), перечень признаваемых в мире прав потребителей пополнился еще четырьмя: правом на удовлетворение основных потребностей, на возмещение ущерба, на потребительское образование (просвещение), правом на здоровую окружающую среду.

Реформирование нашего общества, ориентация экономики на нужды человека, естественно, потребовали максимального расширения прав потребителей и главное, закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне. Значение защиты прав потребителей не только в усилении социальных гарантий гражданина. Такая защита объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.

Вместе с тем, в последнее время в России обострились проблемы качества и безопасности потребительских товаров, особенно импортных. Многие из них не отвечают санитарным нормам, требованиям качества, безопасности применяемого сырья, материалов, компонентов, что представляет опасность для жизни и здоровья людей. Согласно статистическим данным Волгоградского областного общества защиты прав потребителей, в период с 2005 по 2010 год общее количество обращений потребителей возросло с 2886 до 3584; чаще всего граждане обращались по вопросам качества товаров (работ, услуг), а также качества оказанных торговлей услуг. Это подтверждает недостаточное правовое регулирование в рассматриваемой сфере правоотношений, что отражается на механизме защиты прав потребителей и на эффективности применения мер ответственности.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время проблемы защиты прав потребителей активно изучаются в специальной литературе. Так, можно назвать работы Астахова А., Ашитковой Т., Баринова Н., Буниной С., Вавилина Е., Вишневецкого В., Гафаровой Г., Генрих Н., Данилова В., Дворецкого В., Евпланова А., Еременко В., Маматова М., Масякина А., Моисеевой И., Нарматова Н., Науджиной Е., Невзгодиной Е., Райлян А., Свит Ю., Скворцовой Т., Требушенко Т., Хаванского С., Яхина Ш. и многих других авторов. Однако вопросы защиты прав потребителей именно в торговом обслуживании разработаны недостаточно.

Целью настоящей работы является исследование защиты прав потребителей в торговом обслуживании.

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать основные положения законодательства о защите прав потребителей;

2) изучить сущность защиты прав потребителей в торговом обслуживании;

3) охарактеризовать особенности отдельных направлений защиты прав потребителей в торговом обслуживании;

4) выявить способы защиты прав потребителей в торговом обслуживании;

5) рассмотреть судебную практику по теме.

Объектом исследования являются общественные отношений, возникающие в сфере защиты прав потребителей.

Предметом исследования является российское гражданское законодательство, закрепляющее положения о защите прав потребителей.

Теоретической основой дипломной работы являются исследования российских авторов, посвященные анализируемой проблематике.

Методологию исследования сравнительный, системно-структурный и статистический методы исследования, а также анализ эмпирических материалов.

В дипломной работе использовались отдельные положения Конституции и соответствующих законов Российской Федерации, научные труды в области гражданского права, других отраслей знания. Это предопределило комплексный подход к теме исследования.

1. Общие положения о защите прав потребителей в торговом обслуживании

1.1 Становление и развитие законодательства о защите прав потребителей

Законодательство о защите прав потребителей прошло длительный путь своего развития. Формировался этот институт в процессе развития общества и зародился в период перехода от натурального хозяйства к меновому. Этот переход привел к необходимости заключать сделки, направленные на удовлетворение собственных потребностей. Именно такая цель стала движущей силой развития экономики, а, следовательно, культуры и права, как неотъемлемых элементов цивилизации.

Развитие общества и как следствие усложнение товарного оборота привели к тому, что не всегда стали совпадать интересы сторон по обмену вещами: «У тебя нет того, что мне необходимо, а у меня есть то, что нужно тебе». Такое положение необходимость ввести общепризнанный эквивалент, который не являлся товаром, но мог быть обменен на необходимую вещь. Появление денег, как эквивалента производимых товаров, заметно оживило оборот и в значительной мере изменило отношения в обращении вещей. Возникают две стороны с различными обязанностями: одна должна передать товар, другая уплатить цену. Со временем конструкция усложнилась: передача товара могла по времени не совпадать с уплатой цены. В результате продавец стал намного защищен от обмана, нежели покупатель: удостовериться в подлинности он мог почти сразу, чему способствовала торжественная форма передачи, взвешивание передаваемого эквивалента и т.д. В тоже время недостатки приобретенного покупателем товара могли стать очевидными лишь спустя какое-то время. Именно поэтому для уравнивания риска сторон стал разрабатываться институт защиты прав потребителя.

Первоначально правовым регулированием обеспечивались лишь некоторые виды сделок. Так источники древнерусского права содержат не общие правила защиты прав потребителя, а нормы, регулирующие продажу какого-нибудь конкретного вида товаров, наиболее ценных для того времени, чаще всего крупного скота лошадей. Такие нормы содержатся в пространной редакции Русской Правды: «А кто конь купить княж, боярин, или купец, или сирота, а будеть в коне червь или проесть, а то пойдеть к осподарю, у кого будеть купил, а тому свое серебро взяти опять взад».

Аналогичные нормы встречаются и в Римском праве. Так, постановления эдикта курульных эдилов содержат ряд требований к продаже рабов и скота: «Кто продает mancipi (рабов, скот), должен ставить покупателей в известность, какой болезнью или каким пороком страдает каждая продаваемая вещь - все это продавцы должны объявлять откровенно и правильно при продаже этих res ncipi». Если какая-нибудь res mancipi продана вопреки тому что было указано и обещано при продаже, то, по заявлению соответствующей претензии дадим покупателю и всем, кого это касается иск направленный на то чтобы купленная вещь была возвращена продавцу.

Легко видеть, что одним из способов защиты права покупателя при продаже некачественного товара было возвращение сторон в исходное положение, другими словами, вещь признавалась непроданной. На практике вероятно речь не всегда шла о полном расторжении договора и возврате сторон в исходное положение. П...

Другие файлы:

Защита прав потребителей в торговом обслуживании
История развития института защиты прав потребителей в России. Современное законодательство о защите прав потребителей в сфере торговли. Общая характер...

Защита прав потребителей в торговом обслуживании
Сфера действия законодательства о защите прав потребителей и правоотношения, подпадающие под его действие. Организации по защите прав потребителей в Р...

Договор розничной купли-продажи и защита прав потребителей в торговом обслуживании
Основные источники правового регулирования отношений, связанных с куплей-продажей. Элементы договора купли-продажи, его существенные условия и обязанн...

Защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения
Общие положения о защите прав потребителей. Сертификация товаров. Защита прав потребителей при продаже товаров и в сфере обслуживания. Защита прав пот...

Защита прав потребителей
Правонарушения в сфере защиты прав потребителей. Основные понятия и новшества Закона РФ "О защите прав потребителей". Государственная и общественная з...