Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Законодательство о выборах в Государственную Думу

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Рассмотрение органов Государственной Думы, их специфических функций и порядка формирования. Юридический статус Федерального Собрания. Круг полномочий Председателя Государственной Думы. Законодательство о выборах в Думу. Виды закона в Российской Федерации.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Одно из самых существенных завоеваний последнего времени это воссоздание в России постоянно действующего законодательного и представительного органа государственной власти, очень важное продвижение по пути создания правового государства и демократического общества.

На основе принципа разделения власти на исполнительную, законодательную и судебную построен Российский парламент. Для вмешательства в деятельность и компетенцию других федеральных органов он не обладает никакими юридическими полномочиями. Принцип противовесов и сдержек в системе высших федеральных органов проведен очень последовательно.

Парламент закреплен как законодательный орган. А это в свою очередь значит, что он федеральный орган государственной власти, который обладает высшей юридической силой, кроме Конституции РФ, имеет право издавать федеральные нормативные акты.

В законотворческой деятельности ведущая роль принадлежит Государственной Думе. Однако она осуществляет и другие функции, которые в данной работе станут предметом рассмотрения. Также в работе будут рассмотрены основные органы Государственной Думы, их специфические функции, порядок их формирования.

Глава 1. Государственная Дума: понятие, состав

Одна из двух палат Федерального собрания РФ - это Государственная Дума.

1.1 Федеральное собрание

Федеральное собрание -- парламент РФ является законодательным и представительным органом Российской Федерации. Он состоит: две палаты Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации и Государственная Дума имеют различные статусы, которые закрепляются в Конституции РФ, Регламенте Государственной Думы, действующих федеральных законах, Регламенте Совета Федерации. Основывается на многопартийности и принципах политического многообразия Деятельность Государственной Думы, коллективном, свободном обсуждении и решении самых различных вопросов.

Численный состав Государственной Думы закрепляет Конституция РФ 450 депутатов, в отличие от Совета Федерации. В Совет Федерации ходят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от исполнительного и представительного органов государственной власти. Все это указывается в статье 95 Конституции РФ.

В Гос Думу избираются 450 депутатов, 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, которые образуются на основе единой формы представительства избирателей.

Устанавливается единая норма представительства, на одномандатный избирательный округ методом деления общего числа избирателей, которые проживают на территории РФ и зарегистрированных в РФ в соответствии с Федеральными Законами, на число 225 округов. 225 депутатов избираются пропорционально числу голосов по федеральному избирательному округу, которые были поданы за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными блоками и избирательными объединениями.

Председатель Государственной Думы возглавляет ее. Он избирается из числа всех депутатов Гос Думы тайным голосованием. Для его избрания за него должны проголосовать более половины Гос Думы. Наряду с Председателем Гос Думы, избирается заместитель первый и остальные заместители Председателя.

Регламент устанавливает, что председатель, первый заместитель и заместители не могут представлять одну фракцию депутатской группы.

В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание - представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

1.2 Полномочия Председателя Государственной Думы

Круг полномочий определен в ст.11 Регламента Гос Думы.

Совет Гос Думы -- это орган палаты, коллегиальный, который постоянно действует, создан для предварительной подготовки и предварительного рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.

В состав этого совета входят Председатель, руководители объединений депутатских с правом голоса (решающего). В число полномочий совета входят: формирование проекта календаря рассмотрения вопросов на очередной месяц, проект примерной программы запроектированной работы, формирование проекта работы на очередное заседание.

Основные полномочия Гос Дума осуществляет во время сессий на планерных заседаниях. Сроки сессий часто продлевают, если депутаты не успевают решить и завершить рассмотрение законопроектов.

В сессию входят различные формы:

- планерные заседания;

- заседания Совета Государственной Думы;

- заседания комиссий и комитетов;

- работа депутатов в комитетах и фракциях.

Помимо обсуждений законопроектов осуществляют и другие мероприятия: запросы и вопросы депутатов, час заявлений депутатов, вопросы о доверии и недоверии Правительству.

Глава 2. Взаимодействие Государственной Думы с органами власти

Строится система органов власти на основе принципа разделения властей. На исполнительную, законодательную и судебную. Все органы этих властей самостоятельны. Положения эти закрепляются в ст.10 Конституции РФ.

Законодательная власть представлена Федеральным Собранием. Оно состоит из двух палат: Государственная Дума и Совет Федерации.

2.1 Государственная Дума и Совет Федерации

Они проводят заседания раздельно. Избираются из своего состава Председатель и заместители. В их обязанности входит установка внутреннего распорядка и проведение заседаний. Некоторые рычаги влияния на судебную и исполнительную власть остаются несмотря на то, что Конституция РФ закрепляет разделение властей. Может виять на высшую судебную власть законодательная власть, на счетную палату и исполнительную власть путем назначения высшего руководства этих властей или выражения недоверия.

Одними из самы многочисленных звеньев в цепочке принятия законов являются депутаты. Любой гражданин, если он старше 21 года может стать депутатом, но должен иметь право участвовать в выборах. Гос Думы получают жалования и разные преференции, которые связаны с их работой. Они не могут заниматься другой работой, находиться на государственной службе, кроме научной деятельности, преподавательской, творческой. Получая статус члена совета федерации или депутата человек приобретает неприкосновенность.

Лишить члена совета федерации или депутата неприкосновенности имеет право только палата по представлению Генерального прокурора. Муниципальные и региональные парламенты таким правом не обладают.

Депутаты Государственной Думы избираются сроком на 5 лет. Этот срок был меньше 4 лет до 2008 года. Повышен с 2005 года проходной барьер, который отсеивает мелкие партии, также по пропорциональной ситеме с 2008 года избираются депутаты. Итак, только очень активные члены партий могуть быть включены в списки. Отменено самовыдвижение на выборах масштаба федерального.

В Конституции РФ закреплено право законодателной инициативы за законодательными органами власти субъектов.

В Положении о правовом управлении аппарата Гос Думы и в Регламенте закрепляется, что одна из функций, которая осуществляется правовым управлением, это оказание содействия правового законодательным ораганам власти субъектов в определении предмета регулирования законопроектов, которые подготавливаются к внесению в Государственную Думу, также оказание помощи в организации правовой экспертизы законопроектов, которые также подготавливаются для внесения в Государственную Думу.

В связи с необходмостью оказания правового содействия региональным законодателям в структуре правового управления действует отдел правового содействия. Он относится к субъектам законодательной власти, а к его функциям отнесено оказание правового содействия законодательным органам власти субъектов РФ в определении предметов регулирования законопроектов, которые готовятся к внесению в Государственнуюю Думу. Такое содействие позволяет еще до внесения законопроектов региональным законнодателям привести их в точное соответствие с нормативно-правовыми актами и определиться в необходимости их внесения вообще.

Очень активное участие в правовом регулировании и его оказании содействия принимают также профильные комитеты Государственной Думы, они тщательно анализируют наряду с правовым управлением, поступающие из регионов в рамках нулевого чтения. Аппараты комитетов по каждому такому обращению дают экспертные квалифицированные заключения, которые содержат правовой анализ проектов и их оценку с точки зрения правоприментительной практики.

Взаимод...

Другие файлы:

Выборы в Государственную Думу. Гражданское общество России
Описание мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем. Изучение структуры и анализ законодательства о выборах в Государственную Дум...

Структура проведения избирательной кампании на выборах в Государственную Думу
Основные тенденции российской избирательной компании, датируемой 2003 годом. Особенности проведения выборов в Государственную Думу. Сущность избирател...

Пропорциональная избирательная система в контексте российской политической практики
Изучение процесса применения пропорциональной избирательной системы в законодательстве России. Обзор обеспечения равенства фракций на выборах в Госуда...

Выборы в I Государственную Думу

Применение избирательных технологий на выборах в Пермскую городскую Думу 2000 года