Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Политология

Выборы в Государственную Думу. Гражданское общество России

Тип: контрольная работа
Категория: Политология
Скачать
Купить
Описание мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем. Изучение структуры и анализ законодательства о выборах в Государственную Думу. Оценка развития культурных, правовых и политических отношений в системе гражданского общества России.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

15

Контрольная работа

Предмет: Основы политологии

Выборы в Государственную Думу. Гражданское общество России

Содержание

1.Законодательство о выборах в Государственную Думу РФ

2. Гражданское общество в России

Список использованной литературы

1. Законодательство о выборах в Государственную думу РФ

Существуют следующие виды избирательных систем:

1. Мажоритарная избирательная система (от французского слова «majorite» - большинство).

Согласно правилам мажоритарной избирательной системы избранными считаются кандидаты (списки кандидатов), получившие большинство голосов избирателей. Достоинство мажоритарной избирательной системы состоит, во-первых, в простоте ее использования при определении результатов выборов; во-вторых, в возможности ее применения при выборах как коллегиальных, так и единоличных органов (парламента, президента, губернатора, мэра и т. д.). Существует три модификации мажоритарной избирательной системы:

· Мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший наибольшее количество голосов избирателей по сравнению с другими.

· В соответствии с мажоритарной системой абсолютного большинства для избрания кандидата (списка кандидатов) требуется набрать абсолютное большинство голосов избирателей (50% +1 голос).

· По правилам мажоритарной системы квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший заранее установленное число голосов (например, 2/3, 3/4 и т. д.).

Квалифицированное большинство всегда больше абсолютного. Мажоритарная система квалифицированного большинства применяется крайне редко, так как еще менее результативна, чем система абсолютного большинства. В РФ применяется при принятии Федеральных конституционных законов (одобрен большинством не менее 1/2 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы)

2.Пропорциональная избирательная система используется при проведении выборов в представительные органы власти и предполагает участие в избирательном процессе политических партий, формирующих списки своих кандидатов. В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей. Достоинство пропорциональной избирательной системы заключается в том, что она позволяет свести к минимуму «потерю» голосов избирателей и обеспечить представительство в парламенте даже относительно мелким политическим партиям. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем, чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. В РФ при определении результатов выборов, действует законодательно установленный «заградительный барьер», в соответствии с которым обязательным условием участия партии в распределении депутатских мандатов является получение ею определенного минимума голосов избирателей. Применение заградительного барьера вызвано необходимостью ограничить проникновение в парламент малочисленных, неустойчивых политических партий, способных дестабилизировать деятельность этого представительного органа.

3. Смешанная избирательная система предполагает одновременное использование при формировании представительных органов государственной власти элементов пропорциональной и мажоритарной избирательных систем. Смешанная избирательная система имеет своей целью соединить достоинства различных избирательных систем и по возможности компенсировать их недостатки.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы -- 5 лет.

Нормы, регулирующие порядок осуществления агитационной деятельности, могут иметь различную отраслевую принадлежность. Объединяющим же их началом служит специализация правового регулирования вопроса предвыборной агитации, требующая интеграции различных по своему характеру отраслевых юридических норм в обеспечении надлежащих условий для реализации конституционных прав граждан на получение и распространение информации о выборах и их участниках. Вместе с тем доминирующая роль в механизме правового регулирования отношений по поводу предвыборной агитации принадлежит именно нормам избирательного права. Обусловлено это, прежде всего тем, что именно электорально-правовые нормы устанавливают принципы избирательного права - основополагающие начала, являющиеся фундаментом правового регулирования избирательных отношений, которые и задают основополагающие параметры, в рамках которых складывается правовой механизм регулирования избирательных отношений.

Таким образом, специфика феномена предвыборной агитации, ее конкретное содержание определяют и круг норм, регулирующих отношения в данной области: являясь неотъемлемой частью избирательного процесса, предвыборная агитация находится при этом на стыке нескольких отраслей права: информационного, права массовой информации, нормы которых зачастую конкурируют между собой. Так, из ст. 71 Конституции РФ следует что регулирование и защита прав (в том числе и права на предвыборную агитацию) и свобод человека находится в ведении Российской Федерации. Вместе с тем из содержания ст. 72 Основного закона следует, что защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Федерации и субъектов. Таким образом, из текста конституционных норм следует, что защита прав и свобод человека и гражданина находится одновременно как в исключительном ведении Федерации, так и в совместном ведении с субъектами. При этом Конституция не устанавливает четких критериев, позволяющих определить, какие именно полномочия субъекты Российской Федерации имеют в данной сфере. В качестве примера этому может служить действующий Федеральных закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который по сравнению со всеми предыдущими электоральными гарантийными законами во многом отступает от принципа минимального рамочного регулирования. Заложенная в нем формула «основные гарантии в одном рамочном законе -- дополнительные гарантии во всех остальных законах», как показывает практика, неэффективна. Практически все электоральные законы субъектов, да и федеральные законы тоже, являются «актами-копиями» данного документа, а какие-либо серьезные дополнительные гарантии в них не устанавливаются.

Основные признаки предвыборной агитации, которые отражают ее наиболее существенные свойства:

прежде всего, срок -- определенная продолжительность времени, в течение которой та или иная информационная деятельность квалифицируется как законная предвыборная агитация. Как и всякая сознательная деятельность человека, предвыборная агитация содержит в себе все основные элементы такой деятельности:

цели, которые в самом общем виде направлены на формирование определенной политической поведенческой установки в сознании избирателей;

субъекты, реализующие поставленную цель, -- участники избирательного процесса;

объект, на который воздействуют субъекты, -- сознание избирателей;

и, наконец, средства, при помощи которых объективируются заданные цели, -- законные формы и методы проведения предвыборной агитации.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав» не устанавливаются обязательность предоставления бесплатной печатной площади, а также минимальные объемы предоставляемой бесплатной печатной площади государственными и муниципальными периодическими печатными изданиями. Это, безусловно, значительно снижает гарантии реализации прав кандидатов, избирательных объединений и может в ряде случаев привести к зависимости победы на выборах от их финансовых возможностей. В свою очередь, при проведении федеральных выборов законодатель закрепил предоставление бесплатной печатной площади кандидатам и избирательным объединениям, но даже в федеральных законах устанавливаются разные объемы предоставляемой печатной площади.

Так, например, в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» установлено, что общероссийские государственные периодические печатные издания предоставляют бесплатно не менее пяти процентов от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания, а в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы» установлено, что общероссийские и региональные государственные периодические печатные издания предоставляют бесплатно не менее десяти процентов бесплатной печатной площади от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания.

Такие различия в законодательном регулировании предоставляемых объемов даже на ф...