Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Законодательное регулирование производства по делам, возникающим из публичных правоотношений

Тип: дипломная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Раскрытие содержания проблемы административной юстиции в гражданском процессе. Особенности и сущность производства по делам, возникающим из публично правовых отношений. Специфика рассмотрения дел о признании недействующими нормативно-правовых актов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

2

Дипломная работа

Законодательное регулирование производства по делам, возникающим из публичных правоотношений

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКШИМ ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

1.1 Проблема административной юстиции в гражданском процессе

1.2 Особенности производства по делам, возникающим из публично правовых отношений

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

2.1 Возбуждение производства в суде

2.2 Рассмотрение дела по существу

2.3 Вынесение решения и его исполнение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

административная юстиция дело гражданский процесс

ВВЕДЕНИЕ

Нормативными правовыми актами называются акты, принятые компетентными органами, устанавливающие правила поведения неопределенного круга лиц. Акты, не обладающие этими признаками, имеют индивидуальное значение, их оспаривают при рассмотрении и разрешении исковых дел.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в статье первой Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация есть демократическое федеративное и правовое государство. Во второй статье Конституции РФ указывается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Ключевым и фундаментальным институтом, гарантирующим защиту прав и свобод человека и гражданина в современном государстве, является суд. Именно он призван осуществлять пресечение незаконных действий в отношении различных субъектов правоотношений, защиту и восстановление нарушенных прав. Особенно важна его роль, когда субъектом, посягающим на права граждан и иных лиц, является само государство. Такая ситуация имеет место, когда тот или иной государственный орган принимает незаконный нормативный правовой акт. В этом случае граждане и организации оказываются наиболее уязвимы, поскольку они заведомо неравноправны по отношению к государству, его органам и должностным лицам. В связи с этим на самом высоком, конституционном уровне, закреплены гарантии, позволяющие как предотвратить возможное нарушение прав различных субъектов правоотношений, так и способствовать эффективному восстановлению фактически нарушенных прав.

Так, в соответствии со ст. 45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. А на основании ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст.52 Конституции РФ). Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ). Данные принципиальные положения, закрепленные на конституционном уровне, получили дальнейшую регламентацию и в отраслевом законодательстве (ст.12,13,16,1069 и др. ГК РФ). Бек О. А. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов : Автореф. дис… канд. юрид. наук. -М.,2007. - С. 97.

В связи с данным обстоятельством в ГПК введен специальный подраздел 3 с названием «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений». В нем содержатся общие положения, относящиеся к конкретно этой категории дел (гл.23), а также определяются особенности производства по делам: о признании недействующими нормативных правовых актов полностью либо в части (гл.24); об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (гл.25); о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (гл.26).

В первую очередь, возрастающая роль судебной власти в системе государственной власти РФ во многом обусловлена имеющимся у судов правом контроля за правовым содержанием всех правовых актов, издаваемых органами законодательной и исполнительной власти, являющимся, как обоснованно отмечается в юридической литературе проявлением принципа «сдержек и противовесов».

Это стало возможным с преданием судам общею юрисдикции на основе новой Конституции РФ полномочий не только подвергать предварительной проверке и оценке подлежащий применению по делу закон (с правом на обращение в Конституционный Суд РФ в случае сомнения в конституционности данного закона), но и осуществлять нормоконтроль, признавая незаконными и недействующими нормативные правовые акты органов государственной власти, местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативно-правовыми актами права и свободы граждан и организаций.

Во-вторых, оспаривание нормативных актов в порядке гл.24 ГПК отображает так называемый абстрактный нормоконтроль, в отличие от которого конкретный нормоконтроль осуществляется судами при рассмотрении конкретных дел. В целом же нормоконтроль отображает проверку судом соответствия определенного нормативно-правового акта федеральному закону и другим правовым актам, имеющим большую юридическую силу Настольная книга судьи по гражданским делам / под.ред. Н.К. Толчеева.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013.- С.64..

Таким образом, предоставление гражданам возможности оспаривать в судебном порядке нормативные правовые акты и, как следствие, расширение компетенции суда в части возможности разрешения дел, связанных с защитой законных прав и интересов граждан и иных субъектов в случае нарушения их действиями и решениями различных органов, наделенных властными полномочиями, является основой становления и дальнейшего развития демократических начал в современном российском государстве.

Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся по поводу судебного оспаривания гражданами, юридическими лицами, а также иными субъектами правоотношений нормативных правовых актов в части или полностью в порядке конституционного и административного судопроизводства.

Предметом исследования являются нормы действующего процессуального законодательства, регулирующие производство по делам, возникающим из правоотношений, изучение теоретических и практических проблем производства по делам, возникающим из правоотношений.

По результатам исследования был выявлен ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения, улучшения состояния вопроса.

Обозначенная цель опосредуется конкретными задачами исследования:

- изучить теоретические аспекты и процедуры судебного оспаривания нормативных правовых актов в порядке конституционного и административного судопроизводства;

- проанализировать и представить сравнительную характеристику процедур судебного оспаривания нормативных правовых актов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции;

-проанализировать законодательно установленный механизм осуществления права на судебное оспаривание нормативных правовых актов;

- выявить проблематику определения нормативного характера правового акта;

- исследовать практические проблемы, имеющиеся в сфере судебного оспаривания и проверки нормативных правовых актов на соответствие Конституции РФ и иным нормативным правовым актам.

Теоретической основой исследования послужили труды представителей различных отраслей отечественной юридической науки: С.А. Авакьяна, Н.В. Витрука, А. Гаджиева, В. Ершова, Р.Е. Качанова, К.Г. Кашаняна, Н.А. Колоколова, А.А. Мохова, С.В. Никитина, М.К. Треушникова, А.П. Рыжакова и др.

Методология исследования. В данном исследовании за основу был взят общенаучный диалектическом метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: системный и формально-логический методы, анализ, синтез. Также при исследовании отечественного опыта правового регулирования процедур судебного оспаривания нормативных правовых актов использовались сравнительно-правовой и историко-правовой методы.

Глава 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКШИМ ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

1.1 Проблема административной юстиции в гражданском процессе

В системе разделения государственной власти на три ветви (ст. 10 Конституции РФ) на судебную власть возложен контроль за законностью нормативных правовых актов как исполнительной, так и законодательной властей, которыми создаются новые юридические нормы (решения, инструкции, постановления, распоряжения и т. п.), не соответствующие Конституции РФ или федеральным законам.

В связи с этим важное значение имеет внесение в ГПК норм, регулирующих производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов, в новом ГПК которому посвящена гл. 24 «Производство по де...

Другие файлы:

Процессуальные сроки. Исковое производство и производство по делам, возникающим из публичных правоотношений
Сравнение процессуальных сроков, устанавливаемых законом и определяемых судом. Общие и отличительные черты искового производства и по делам, возникающ...

Оспаривание решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
Признаки судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Судебное разбирательство дел об оспаривании решений и действий органов го...

Производство по делам, возникающим в сфере публично-правовых отношений
Сущность и виды производств по делам, возникающим из публичных правоотношений. Судопроизводство по делам о защите избирательных прав и права на участи...

Судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений по новому ГПК России

Судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений проблемы теории и практики