Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Демократия в государственном управлении

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Анализ государственного управления России с точки зрения демократизации и информатизации. Девальвация представлений о государственном управлении после крушения СССР. Подходы к оценке влияния передовых средств коммуникации на политический процесс.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

  • Введение
  • Демократия в государственном управлении
  • Заключение
  • Список используемых источников

Введение

Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести. (Конфуций.)

Демократия - [от гр. demokratia <demos народ + kratos власть] - народовластие, политический строй, в котором установлены и осуществляются на практике способы и формы народовластия, закрепленные в законах свободы и равноправие граждан. В приведенном определении (словарь иностранных слов) прозвучало словосочетание политический строй. Сегодня социологические и политические науки используют понятие политического режима, представляющего собой совокупность методов и приемов практической реализации государственной власти. Таким образом, можно сказать, что демократия есть разновидность политического режима, сущность которого состоит в проведении в жизнь демократически сформированной всеобщей воли народа строго в рамках материального и процессуального законодательства.

На протяжении всей истории человечество стремится к идеалам демократии: равенству, свободе и единству. Самой совершенной формой государственного устройства до сих пор считается афинская демократия, достигшая своего расцвета при правлении Перикла (443 - 429 г. до н.э.). Достичь идеалов греческого полиса стремился и Рим, провозгласив себя в III в. до н.э. Римской республикой, в основу управления которой легло разделение власти на три основные ветви: народное собрание, Сенат и магистраты. Мыслители эпохи Возрождения (конец XIV - XV в.) наряду с "человеческим гуманизмом", проповедовали "гуманизм гражданский", понимая под этим активное участие каждого в политической жизни государства и общества. Идеями этой эпохи были проникнуты многие поколения. Так, самым непосредственным образом они нашли свое отражение в первой "Декларации прав человека и гражданина", принятой во Франции 26 августа 1789 года, в соответствии с которой планировалась перестройка государства и общества конца XVIII столетия. В 1776 году в Соединенных Штатах Америки принимается "Декларация независимости", автором которой был Том Джефферсон. Документ, легший в основу всей государственности США, не только объявлял страну свободной и независимой, но и провозглашал равенство всех людей и их естественное право "на жизнь, свободу и стремление к счастью". Приверженцы либерализма, к которым относят и декабристов с их республиканскими убеждениями, стремились к свободе и независимости человеческой личности, проповедовали равенство граждан перед законом, требовали разделения власти и передачи ее законодательной ветви выборным органам народного представительства. Яркий представитель классического либерализма - Джон Стюарт Милль с его работами "О свободе" (1859г.), "О представительной демократии" (1861г.).

События XX века показали и возможность использования принципов демократии в других целях, когда под конституцией с набором демократических идеалов и принципов, проповедующих права и свободы людей скрывается общество с авторитарно-бюрократическим стилем государственного управления с упором на административные и уголовные принуждения. Так, общеизвестным фактом является то, что нацистская партия и ее фюрер А. Гитлер пришли к власти путем выборов в рамках конституции Веймарской республики. А если сравнивать текст Конституции СССР 1936г. с конституционными положениями других стран того времени, то нельзя не признать его демократический смысл. Но это не помешало И.В. Сталину в 1937г. развязать чудовищный террор против своего народа. Немало хорошего, многообещающего закреплялось в государственных документах СССР и в последующие годы, что не служило препятствием для любых злоупотреблений власть предержащих.

Сегодня во многих странах налицо стремление к установлению именно демократически-правового режима. Преобразования в странах бывшего Советского Союза и Восточной Европы должны были наряду с восстановлением рыночной системы хозяйствования сформировать демократичные общества с парламентскими системами на основах плюрализма и многопартийности. Удалось ли это на сегодняшний день?

Несмотря на наметившуюся в конце 90-ых гг. тенденцию демократизации общества и государственного управления, России и странам Восточной Европы предстоит еще долгий путь к достижению идеалов демократии, провозглашенных еще древними афинянами.

Далее в работе будет рассмотрено сегодняшнее положение дел в государственном управлении России с точки зрения демократизации и информатизации данного процесса.

Демократия в государственном управлении

В России середина 90-ых XX века характеризовалась нигилистическим отношением к государству и управлению. Концепция "меньше государства" уповала на то, что приватизация, частная собственность, свобода и рынок сами по себе решат кризисные проблемы страны. В то время новые олигархи практически подчинили себе федеральные органы власти и диктовали им свою политику: развитие сырьевых отраслей, вывоз капитала, и через них - сближение с Западом. В тех условиях размышлять о государственном управлении считалось "отсталостью" сознания. Но жизнь доказала, что без государственного управления невозможно обеспечить целостность, суверенитет, безопасность и развитие гражданского общества. Проблема состоит в том, какими нужны обществу государственные институты [1].

Крушение Союза ССР сопровождалось разрушительной критикой государственного управления. Негативная оценка роли партийной системы была перенесена в целом на государственный аппарат и его кадры. С бюрократическим централизованным руководством стали ассоциировать административные методы вообще. Они воспринимались как отрицательное явление, а государственное управление - как порождение планово управляемой экономики. В итоге в 1992-1997 гг. в России государственное управление было практически разрушено - само понятие "государственное управление" исчезло из текста Основного закона. Поспешно проводимые экономические реформы с ярко выраженной монетаристской направленностью вытесняли рычаги управления и регулирования, которые могли успешно действовать в переходный период. Роль государства в экономике стала оцениваться весьма скептически, а менеджмент и маркетинг - технологии управления в хозяйствующих субъектах - представлялись вполне достаточными для социального управления в масштабах государства.

Возникшая в итоге девальвация представлений о государстве, государственном строительстве и управлении актуализировала потребность в создании современной теории государственного управления с использованием мирового опыта государственно-административного строительства и местного самоуправления, с учетом российского исторического опыта и современного социального базиса, политической культуры и менталитета общества. Именно это национальное богатство должно послужить базой для укрепления единства и суверенитета страны.

В своем послании Федеральному собранию в 2007 г. Президент России В.В. Путин отмечал, что "духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи - когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории" [2].

Сегодня происходит демократизация государственного управления и его качественная модернизация. Значит, нужен новый тип управления, соответствующий конституционному курсу на демократизацию России, движению к правовому государству. Известно, что главным фактором, обеспечивающим государственному управлению демократизм и эффективность, является профессионализм, который, в свою очередь, определяется способностью специалистов-управленцев предвидеть, своевременно распознавать и успешно решать все проблемы развития при непременном взаимодействии с институтами общества и просто гражданами. Следовательно, государственное управление необходимо понимать как систему, одновременно управляющую обществом и взаимодействующую с ним. Власть должна сама, без посредников и комментаторов разговаривать с обществом, объяснять ему складывающиеся ситуации, и в них - свои управленческие решения и действия.

Рассматривая реальный жизненный процесс как эмпирический материал, сегодняшние властные структуры вынуждены практически постоянно разрешать противоречия между всеобщим (всем народом страны), особенным (составными частями народа: классами, нациями, группами и т.д.) и единичными (судьбой и интересами отдельного человека), и разрешать их в пользу демократии. Современное быстрое распространение и внедрение новых информационных и телекоммуникационных технологий предоставляют в распоряжение общества новые инструменты и методы, которые создают широкие возможности всем членам общества более эффективно управлять собственной жизнью в качестве независимых участников. Иными словами, это преобразование современной демократии в более открытую систему, которая содействуют утверждению плюрализма, новых ценностей, потребностей, методов и процедур. Если раньше разрешить вопрос в пользу...

Другие файлы:

Бюрократия и демократия в государственном управлении
Понятие политического режима. Политический режим как важнейшая характеристика государства и канал двунаправленной связи государства и общества, власти...

Законность в государственном управлении
Понятие законности и дисциплины в государственном управлении. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Главные направ...

Бюрократизм и бюрократия в государственном управлении
Бюрократизм и его роль в государственном управлении. Кривое зеркало бюрократии. Проблемы бюрократизма и бюрократии для России. Бюрократия и её роль в...

Система контроля в государственном управлении Республики Беларусь
Функции, принципы контролья в государственном управлении. Система контроля в государственном управлении. Характеристика видов контроля в Республике Б...

Обеспечение режима законности в государственном управлении
Особенности законности в сфере государственного управления, ее суть и содержание. Понятие контрольно-надзорной деятельности государства. Виды контроля...