Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Деликтологическая характеристика административных правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Административные правонарушения, совершаемые в сфере семейно-бытовых отношениях как цель изучения деликтологии в Беларуси. Причины правонарушений: пьянство, проблемы воспитания, правовое бескультурье. Социально-экономические факторы правонарушений.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ДЕЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Административные правонарушения совершаемые в сфере семейно-бытовых отношениях

В научной литературе уже доказанным является мнение о том, что административные правонарушения сегодня превратились в одно из самых типичных криминогенных явлений. Следовательно, борьба с ними должна носить общегосударственный характер, а ее результаты должны учитываться при разработке стратегических вопросов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

Нельзя не согласиться с мнением Е.В.Додина, который считает, что никакие организационно-управленческие решения не смогут приостановить рост числа административных правонарушений, приобретающих в последнее время все более опасный характер. Поэтому необходим поиск новых путей, приемов, средств, используя которые общество могло бы впоследствии создать условия для возникновения устойчивой тенденции к их снижению. Эти пути, приемы и средства должны быть адекватны объекту своего воздействия - не только отдельному, конкретно взятому административному проступку или механической их сумме, а и целостному явлению, образуемому устойчивой совокупностью всех совершенных в стране проступков [1, с. 32].

Одним из наиболее опасных и массовых видов административных правонарушений, имеющих общую тенденцию к росту, являются административные правонарушения, совершаемые в сфере семейно-бытовых отношений. Меры противодействия данным правонарушениям, включая профилактические, должны быть адекватны характеру правонарушения, личности правонарушителя, должны учитывать причины и условия этих правонарушений. Анализ системы правонарушений, выявление ее причин и условий, разработка мер борьбы с ними являются целью такой науки, как деликтология.

С точки зрения рассматриваемой проблемы, предметом настоящего исследования являются административные правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. Изучением этого социального явления призвана заниматься составная часть деликтологии - административная деликтология - наука о состоянии, динамике, причинах деликтности и мерах борьбы с нею. Ее первые шаги были связаны с исследованиями в 70-80-х годах прошлого столетия Е.В.Додина, В.П.Лозбякова, Л.Л.Попова и особенно В.И.Ремнева. Несмотря на то, что, по мнению последнего, между деликтологией и криминологией нет и не может быть непреодолимой стены [2, с. 10], предмет исследования деликтологии, методика решения актуальных проблем носят конкретно специфический характер.

Методологически все исследования в области административной деликтологии можно разделить на четыре основные направления. Они сводятся в основном к изучению: а) характера происходящих правонарушений, их масштабности, динамики развития; б) причин конкретных правонарушений и условий, им способствующих; в) личности правонарушителя; г) разработке мер предупреждения правонарушений [2, с. 10].

Первое направление предполагает познание реального состояния правонарушений, степени их распространенности и структуры на определенной территории, изучение положительных и отрицательных изменений в их развитии.

В этой связи нами был осуществлен анализ информации об административных правонарушениях в сфере семейно-бытовых отношений, содержащейся в базах данных информационно-аналитического управления МВД Республики Беларусь за период с 2004 по 2007 год, а также базах данных информационно-аналитического управления ГУВД Мингорисполкома за период с 2004 по 2007 год, и сведений, полученных при изучении материалов дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.1 (умышленное причинение телесного повреждения) и статьей 17.1 (мелкое хулиганство) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, хранящихся в архивах управлений внутренних дел Мингорисполкома и управлений и отделов внутренних дел Миноблисполкома.

Первоочередной задачей является определение удельного веса административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.

Удельный вес административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений

Показатель

Год

2004

2005

2006

2007

Общее количество совершенных административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 9.1 и 17.1 КоАП

257 5801

233 278

212 118

97 2682

Из них совершено в сфере семейно-бытовых отношений

101 434

93 737

86 485

-

Удельный вес административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений

39,4 %

40,2 %

40,7 %

-

1Статистика, приведенная в таблице за 2004-2006 годы, отражает сведения об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 156 (мелкое хулиганство) и статьей 1561 (умышленное легкое телесное повреждение или побои) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.12.1984, действовавшего до 01.03.2007.

2После принятия Инструкции о порядке заполнения регистрационных карточек единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденной постановлением МВД Республики Беларусь от 31.03.2007 № 82, сведения о совершенных в сфере семейно-бытовых отношений административных правонарушениях не указываются в регистрационной карточке об административном правонарушении, совершенном физическим лицом.

Таким образом, удельный вес семейно-бытовых административных правонарушений по Республике Беларусь с 2004 по 2006 год в целом изменялся незначительно, но в сторону увеличения.

Уровень административных правонарушений в семейно-бытовой сфере определяется количеством выявленных правонарушений, приходящихся на каждые 10 или 100 тыс. жителей района, города, области, страны в возрасте 16 лет и старше. Он характеризует интенсивность правонарушений данного вида, регистрируемых на определенной территории [3, с. 8]. Учитывая, что в период с 2004 по 2006 год указанная возрастная категория населения составляла от 8091 до 8131 тысячи человек ежегодно [4], то уровень административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений колеблется в следующих пределах: 112,6 факта правонарушения на каждые 10 тысяч человек в 2004 году, 104,2 - в 2005 году и 96,2 - в 2006 году.

Не менее важными являются сведения о месте и времени совершения административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. Мы получили их, обобщив информацию по административным правонарушениям, хранящуюся в архивах управлений внутренних дел Мингорисполкома и управлений и отделов внутренних дел Миноблисполкома.

Обобщенные сведения, содержащиеся в пятистах выборочно изученных материалах об административных правонарушениях в сфере семейно-бытовых отношений, свидетельствуют о том, что 94 % от общего числа изученных административных правонарушений в семейно-бытовой сфере совершаются по месту жительства граждан: в квартирах и домах индивидуального пользования, а также в общежитиях. Такая «дислокация» административных правонарушений указанной сферы должна учитываться при организации работы правоохранительных органов, и прежде всего участковых инспекторов милиции, так как именно на них в основном возлагается вся профилактическая работа с семейными дебоширами. В связи с этим немало проблем у правоприменителей вызывает квалификация хулиганских действий, совершенных в жилищах граждан. Основная проблема здесь состоит в том, что несмотря на то, что жилище не относится к общественным местам (в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения регистрационных карточек единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденной постановлением МВД Республики Беларусь от 31.03.2007 № 82, общественными местами являются участки местности, здания, сооружения, маршрутные транспортные средства, находящиеся в пределах населенного пункта, за исключением жилищ и огороженных участков местности, прилегающих к жилищам граждан индивидуальной застройки, а также находящиеся вне пределов населенного пункта маршрутные транспортные средства, здания и сооружения, предназначенные для свободного (за плату) посещения гражданами), действия участников семейно-бытового конфликта квалифицируются как административное правонарушение, посягающее на общественный порядок. В этой связи, на наш взгляд, актуальным является с учетом специфики характера деяний, круга лиц, их совершающих, мотива совершения правонарушений данного вида и т.д. выделение сферы семейно-бытовых отношений в качестве родового объекта посягательства и законодательное закрепление данного положения.

Значительная часть проявлений исследуемых правонарушений совершается в будние дни (65 %). Обращает на себя внимание определенная равномерность совершения правонарушений этой категории...

Другие файлы:

Особенности правонарушений на предприятиях салонного сервиса
Основные положения, регулирующие деятельность предприятий салонного сервиса. Характеристика правонарушений и преступлений, совершаемых на данных предп...

Общая характеристика административных правонарушений, посягающий на общественный порядок и общественную безопасность
Административно-правовые средства охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Составы административных правонарушений, посяг...

Административные правонарушения в сфере налогообложения
Общая характеристика административных правонарушений в налоговой сфере. Ответственность за нарушения законодательства. Виды документальных проверок. П...

Административная ответственность в сфере профилактики правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного или наркотического опьянения
Состояния алкогольного либо наркотического опьянения и преступления, совершаемые при этом негативном социальном общественном явлении. Международный оп...

Деятельность участковых уполномоченных полиции
Выявление обстоятельств, способствующих совершению террористических актов. Профилактический обход административного участка. Основания постановки учас...