Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Возмещение вреда, причинённого вследствие воздушных катастроф по международному частному праву

Тип: дипломная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Понятие обязательства, возникающего вследствие причинения вреда, источники их регулирования. Условия наступления ответственности, освобождения от нее. Международные конвенции, регулирующие возмещение вреда, причиненного вследствие воздушных катастроф.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Дипломная работа

Возмещение вреда, причинённого вследствие воздушных катастроф по международному частному праву

Введение

Первое, официально зарегистрированное столкновение двух гражданских воздушных судов, случилось в 1922 году. Давно введены строгие правила авиационной безопасности. Но даже, несмотря на далеко шагнувший технический прогресс, не удаётся предотвращать столкновения самолётов в воздухе (катастрофа над Боденским озером в июле 2002 года). Кроме летных происшествий, связанных со столкновениями, существует множество других причин, по которым воздушное судно так или иначе падает на поверхность земли, а учитывая большие скорости и высоты полетов современных самолетов, разброс обломков по поверхности может достигать десятков квадратных километров. В любом случае, каковы бы ни были причины катастрофы, появляется необходимость возмещения вреда, причиненного данным происшествием. Вследствие воздушных катастроф причиняется вред жизни и здоровью пассажиров, их имуществу. Одним из вопросов, который неизбежно возникает, является вопрос о том, как будет компенсироваться ущерб лицам, находившимся на поверхности земли и пострадавшим в результате падения на них или их имущество обломков самолета. Кроме того, практика показывает, что и без катастрофы воздушного судна на поверхность земли может упасть как отделившийся элемент конструкции его планера или двигателя, так и части перевозимой им коммерческой загрузки, а также льда, намёрзшего на фюзеляж из-за дефекта водяной системы.

Естественно, что в случае подобного авиационного инцидента или катастрофы с воздушным судном, возникает сложный комплекс взаимоотношений, направленный на возмещение вреда, причинённого авиационным происшествием. В связи с этим видится необходимым исследование правового регулирования отношений, возникающих вследствие нарушения договора международной воздушной перевозки. Целью исследования моей дипломной работы является изучение вопросов о возмещение вреда, причинённого вследствие воздушных катастроф, правовое регулирование этих отношений в международном частном праве.

Актуальность исследования. Актуальность исследования дипломной работы обусловлена тем, что, не являясь согласно статистике самым опасным видом транспорта, воздушные перевозки, тем не менее, всё же сопряжены с определённым риском для жизни и здоровья пассажиров. Авиапроисшествия нередко приводят к гибели находящихся на борту воздушного судна пассажиров или к причинению таким пассажирам серьёзных телесных повреждений. Так, согласно данным Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), в 2010 году произошло 26 авиапроисшествий с человеческими жертвами, в которых погибло 817 человек. Для сравнения, в 2009 году было 28 авиапроисшествий с человеческими жертвами, в которых погибло 749 человек. В этой связи актуальным является изучение вопроса об обеспечении адекватного возмещения лицам, здоровью которых был нанесён вред, а также родственникам погибших.

До недавнего времени вопросы ответственности перевозчика при международных авиаперевозках были урегулированы лишь «Варшавской системой» международных договоров, в основе которой лежит подписанная ещё в 1929 году Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. В Варшавской конвенции участвует и Российская Федерация. Ввиду существенных недостатков Варшавской конвенции, которые, в первую очередь, выражаются в недостаточно высоком уровне компенсации пострадавшим, в 1999 году была подписана новая конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок Монреальская конвенция. Монреальская конвенция призвана заменить собой ранее сложившуюся сложную систему регулирования едиными нормами, обеспечивающими значительно лучшую защиту интересов пользователей воздушного транспорта. 4 ноября 2003 года Монреальская конвенция вступила в силу и в настоящий момент в ней участвуют все государства, являющимися лидерами в области авиаперевозок, за исключением России.

В дипломной работе рассматриваются примеры применения норм Варшавской конвенции в зарубежной судебной практике. Изучение решений судов крайне важно, так как они дают возможность лучше понять содержание норм международно-правового документа, а также оценить эффективность установленного конвенцией правового режима.

Кроме вреда авиапассажирам, авиационные катастрофы и происшествия могут причинять ущерб находящимся на поверхности людям и их имуществу. Ответственность авиаперевозчика при причинении ущерба на поверхности регулируется конвенцией о возмещении ущерба, причиненного иностранным воздушным судном третьей стороне на поверхности, подписанной в 1952 году в Риме. Достоинства и недостатки этой конвенции, в которой участвует и Российская Федерация, также являются темой исследования дипломной работы.

Цель и задачи исследования. Основными задачами исследования представленной дипломной работы являются:

(1) Проведение комплексного анализа источников правового регулирования ответственности воздушного перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров при международных воздушных перевозках, выявление значения каждого источника в системе регулирования ответственности;

(2) Исследование практики применения норм международных конвенций об ответственности авиаперевозчика в Российской Федерации и за рубежом;

(3) Выявление недостатков режимов ответственности, установленных по Варшавской, Монреальской и Римской конвенциям;

(4) Исследование возможности и целесообразности присоединения Российской Федерации к Монреальской конвенции.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются регулирующие ответственность авиаперевозчика при международных перевозках нормы Варшавской и Монреальской конвенций, регулирующие ответственность авиаперевозчика законодательство Российской Федерации, а также регулирующие ответственность за вред на поверхности нормы Римской конвенции. Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие вследствие причинения вреда в результате воздушных катастроф.

Степень разработанности темы в научной литературе. В отечественной литературе гражданско-правовые аспекты ответственности авиаперевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира при международных перевозках освещены в трудах таких известных отечественных специалистов, как О.Н. Садиков, В.П. Звеков.

Теоретическая основа исследования опирается как на нормативно-правовые документы, так и на теоретические разработки представителей цивилистической науки.

Методологической базой дипломной работы послужили следующие методы исследования: сравнительно ? правовой метод, метод системного анализа, формально-логический метод, метод обобщений.

Проведённое исследование позволило сформулировать следующие основные положения, выносимые на защиту:

1) Спецификой правового регулирования международных воздушных перевозок является то, что они осуществляются на основании международных договоров и нормативных актов. Обычаи не используются в качестве регулятора данных общественных отношений.

2) Имеющиеся международные договоры в сфере международных воздушных перевозок являются достаточным регулятором отношений, складывающихся в данной сфере.

3) При определении права, применимого к отношениям, возникающим вследствие причинения вреда жизни или здоровью пассажира при международной воздушной перевозке, надлежит руководствоваться положениями статьи 1219 Гражданского кодекса РФ («Право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда»). Однако в случае, если авиапроисшествие произойдёт над открытым морем, невозможно будет применить ни одну из предусмотренных статьёй 1219 Гражданского кодекса РФ коллизионных привязок.

4) Условиями наступления ответственности являются наличие причинно-следственной связи, наличие вины, наступление вреда.

5) Виду того, что, с одной стороны, правила Варшавской конвенции устарели и не соответствуют современному уровню безопасности гражданской авиации, а, с другой стороны, в большинстве случаев, делают для пострадавших невозможным получение справедливой компенсации, целесообразно присоединение Российской Федерации к Монреальской конвенции. Ратификация Российской Федерацией Монреальской конвенции не потребует обязательного внесения изменений во внутреннее российское законодательство. Вместе с тем, такое присоединение значительно сблизит режим ответственности авиаперевозчика перед пассажирами, действующий при международных воздушных перевозках, с режимом ответственности, действующим в настоящее время при внутрироссийских перевозках.

Теоретическая и практическая значимость. Основные теоретические положения и выводы исследования способствуют лучшему пониманию содержания положений международных конвенций, регулирующих ответственность авиаперевозчиков за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров, и позволяют избежать ошибок при их применении. Изучение опыта зарубежных стран по применению норм Варшавской и Монреальской конвенций может быть полезным при рассмотрении спора об ответственности авиаперевозчика перед пассажирами в российском суде.

Структура работы. Работа состоит из двух глав, разделённых на 6 параграфов, введения, заключения и с...

Другие файлы:

Обстоятельства вследствие причинения вреда
Понятие, значение, условия возникновения обязательств из причинения вреда. Ответственность за вред, причинённый несовершеннолетними, гражданином, не с...

Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Компенсация морального вреда. Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услуг
Порядок определения размера материального и морального вреда в сфере производственных отношений, нормативно-законодательное обоснование данного процес...

Возмещение вреда, причинённого здоровью гражданина
Наряду с нормативными правовыми актами Российской Федерации, положения возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, урегулированы и междун...

Возмещение вреда, причиненного нарушением природоресурсного и экологического законодательства
Понятие вреда и его юридическая природа. Специфика вредоносных последствий экологических правонарушений. Правовая характеристика обязательств, возника...

Контрольная рабоат по Международному частному праву