Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспектива развития

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Состав, правовая структура и история создания федеральных округов, перспективы их развития. Экономические, политические, социальные вопросы, решаемые федеральными округами. Укрепление влияния федеральных округов на развитие Российской Федерации.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Курсовая работа

на тему «Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспектива развития»

по дисциплине «Конституционное право»

УФА - 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Правовая структура и история создания

1.1 Состав федеральных округов

1.2 Экономические, политические, социальные вопросы, решаемые федеральными округами

Глава 2. Перспективы развития федеральных округов

2.1 Тенденция развития федеральных округов

2.2 Укрепление влияния федеральных округов на развитие Российской Федерации

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

федеральный округ российский

Актуальность данной темы заключается в том, что исследователи до сих пор дискутируют о целесообразности создания института федеральных округов, его соответствии нормам федерализма.

При изучении института федеральных округов возникает вопрос о том, что же собой представляет система федеральных округов. Понимается ли она как просто управленческий уровень, где функционируют не связанные друг с другом федеральные органы, или как собственная иерархическая система отношений, в центре которой находится полномочный представитель президента, как «руководитель» федерального округа.

Исследованиями данной темы занимаются многие политологи, экономисты, юристы. В частности, разработкой данной темы занимается политолог, профессор факультета политологии МГУ им. М.В.Ломоносова Туровский Ростислав Феликсович. Один из его трудов посвящен федеральным округам и политико-географическому подходу в теории и на практике. Также большое внимание данной проблематике уделяет доктор юридических наук Черкасов Константин Валерьевич. Сферу научных интересов Черкасова К. В. составляют вопросы управления территориальным развитием страны, межрегионального государственного управления, структурирования и функционирования территориальных органов федеральных структур. Он автор более 180 научных и учебно-методических работ. Один из его трудов посвящен состоянию и тенденциям развития федеральных округов Российской Федерации.

Федеральные округа в целом, как территориально - административные единицы прямого подчинения центральным властям государства, не являющиеся субъектами Российской Федерации, и являются объектом исследования данной курсовой работы.

Предметом исследования данной курсовой работы является ряд практических вопросов функционирования системы федеральных округов.

Первая группа вопросов связана с историей функционирования федеральных округов, с внедрением института полпредов в региональную среду. Вторая группа практических вопросов определяется проблемами правового статуса федеральных округов и полпредов. Институт федеральных округов не предусмотрен российской конституцией, что предопределяет его вторичность в территориально-государственной системе, основой которой было и остается деление России на 83 субъекта федерации. Сам президент был вынужден неоднократно заявлять, что федеральные округа не являются ни новыми административно-территориальными образованиями, ни прообразом новых субъектов федерации.

Третья группа вопросов касается тех институциональных конфликтов, которые неизбежно возникают при создании федеральных округов.

В данной курсовой работе я постараюсь рассмотреть вопрос, способствуют ли созданные федеральные округа и назначенные полномочные представители президента в федеральных округах более эффективному управлению государства своими территориальными единицами, рассмотрю тенденции и перспективы развития федеральных округов, что и является целью данной курсовой работы.

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ СТРУКТУРА И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

С точки зрения политической географии и теории территориально-государственного строительства создание федеральных округов означало введение нового, вспомогательного управленческого уровня, призванного оптимизировать контроль со стороны центра за огромным и дробным российским пространством. На уровне политической пропаганды это могло подаваться и подавалось как укрепление государства и вертикали власти. Туровский Р.Ф. Федеральные округа: политико - географический подход в теории и на практике // Федерализм. - 2003. - №1. - С. 217-250

Создание федеральных округов было направлено на усиление управленческой иерархии через создание института ответственных федеральных контролеров за теми или иными географическими блоками российских регионов.

Федеральные округа Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В. В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года. Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом. Этот нормативный Указ имеет принципиальное значение и находится на стыке конституционного и административного права, он был призван укрепить вертикальную линию развития и функционирования исполнительной власти, упрочить федеральную власть и её взаимодействие с региональной властью, с властными структурами субъектов Российской Федерации.

Полпред Президента РФ в федеральном округе является представителем Президента РФ и работником администрации Президента.

Руководство округов главенствует над входящими субъектами, не имея конституционных полномочий, но имея соответствующие ведомственные полномочия.

Каждый такой полпред назначается на должность Президентом и ответственен исключительно перед ним. В задачи этого должностного лица входит, прежде всего, организация контроля над исполнением в федеральном округе решений федеральных органов власти, представление Президенту регулярных докладов о положении дел в регионе, посредничество во взаимодействии президентских структур с органами государственной власти субъектов федерации. Введение полномочных представителей Президента РФ на основе федеральных округов являлось очередным шагом к упрочению Президентской власти в России. Исходя из этого и следует рассматривать функции и задачи полпредов - как задачи, направленные прежде всего на выражение воли Президента. Основные задачи и функции полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах определяются Положением о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе

1.1. Состав федеральных округов.

В момент учреждения федеральных округов 13 мая 2000 года было создано 7 федеральных округов. Единственным изменением в названиях округов было переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000 года. 19 января 2010 года в соответствии указом президента Д. А. Медведева количество федеральных округов было увеличено до восьми путем выделения из состава Южного федерального округа Северо-Кавказского федерального округа.

Почти все округа состоят преимущественно или только из краёв и областей. Единственным из округов, который почти полностью состоит из национальных республик, является Северо-Кавказский округ. В округах определены города-центры, в которых размещаются их руководящие координирующие органы в виде полномочного представителя (полпреда) Президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств. Северо-Кавказский округ является единственным, в котором город-центр не является административным центром или крупнейшим городом своего субъекта.

В мае 2000 г. указом Президента Российской Федерации было учреждено семь федеральных округов:

1. Центральный федеральный округ: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область. Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г. Москва. Центр федерального округа - г. Москва.

2. Северо-Западный федеральный округ: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа - г. Санкт-Петербург.

3. Северо-кавказский федеральный округ: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область. Центр федерального округа - г. Ростов-на-Дону.

21 июня 2000 года в соответствии с указом Президента №1149 Северо - Кавказский федеральный округ был переименован в Южный, потом 19 января 2010 года в соответствии с указом Президента №82 из Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский федеральный округ, ставший 8 федеральным округом.

Южный федеральный округ на сегодняшний день: Республика Адыгея;<...

Другие файлы:

Федеральные округа РФ
Географические, социально-экономические характеристики федеральных округов Российской Федерации: территориальный состав, условия для развития хозяйств...

Стратегия развития городского округа "Город Якутск"
Понятие стратегии развития муниципального образования. Анализ опыта по развитию городских округов, являющихся столицами субъектов Российской Федерации...

Статистический анализ валового регионального продукта федеральных округов Российской Федерации (Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный федеральные округа)
Тема проекта: Статистический анализ валового регионального продукта федеральных округов Российской Федерации (Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальн...

Геополитическая надстройка Дальневосточного федерального округа
Краткая характеристика Дальневосточного Федерального округа. Анализ геополитической надстройки Дальневосточного Федерального округа в системе Российск...

Перспектива развития электроэнергетики Сибирского федерального округа до 2030 года
Определение потенциальной возможности топливно-ресурсной базы Сибири по видам первичного энергоресурса. Анализ развития энергетики Сибирского федераль...