Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Стратегия развития городского округа "Город Якутск"

Тип: дипломная работа
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Понятие стратегии развития муниципального образования. Анализ опыта по развитию городских округов, являющихся столицами субъектов Российской Федерации. Базовый сценарий долгосрочного социально-экономического развития городского округа "Город Якутск".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В составе великой России города конкурируют между собой за финансовые ресурсы, инвестиции, человеческий потенциал.

Конкурентоспособность конкретного города зависит от выработки видения будущего - стратегии и умения последовательно ее реализовать.

При этом стратегический процесс развития в каждом городе имеет свои особенности, темпы, точки роста Алексеев Ю.П., А.Н.Алисов. Российский Север: Стратегическое качество управления: Спецкурс. Выпуск 11.-М.: ООО «Тайдекс КО», 2004. - 320 с.. Определить и учесть все это является важной задачей государственной политики местных органов власти по обеспечению успешного развития городов.

Стратегическое планирование стало необходимой частью городского управления, поскольку города все чаще сталкиваются с проблемой неопределенности их будущего. Современная ситуация, характеризующаяся быстроизменяющимися технологиями, глобальной и региональной реорганизацией промышленного инвестирования и растущей конкуренцией среди городов и регионов за жизненные ресурсы требует от городов умения адаптировать свою деятельность по планированию и формированию городской политики таким образом, чтобы эффективно реагировать на изменяющиеся окружающие условия.

В отличие от привычного в России экономического и социального планирования, стратегическое планирование не является чисто формальной процедурой. В нашей стране долгое время планирование было самоцелью, а не средством развития, которое заключалось в следующем - больше показателей, масштабнее задачи и грандиознее темпы развития. В планировании важнее красиво отчитаться, даже дутыми цифрами, мнимыми показателями. Напротив, в стратегическом планировании важнее всего дать правдивый анализ внутренней и внешней среды исследуемого объекта.

Современные подходы к управлению развитием акцентируют наше внимание на недопустимости «достижения цели любой ценой». Сегодня актуально управление развитием, учитывающее естественный ход событий, осознающее масштабы и границы своего действия, ответственно относящееся к последствиям принятых решений. Это инициирующие, поддерживающие, выращивающие технологии. Управление развитием муниципального образования - это «спорт высших достижений» муниципального управления.

Технология стратегического планирования инициирует к участию и включению в процесс планирования всех субъектов, реально или потенциально влияющих на развитие ситуации муниципального образования, включая конкурентов и противников. Дискуссии о концептуальных основах будущего переносятся внутрь процесса и процедуры планирования. Этим задается возможность расчета будущего в ситуациях, где его принципиально ранее не было (например, дефицита и борьбы за ресурсы, конфликта), появляется возможность добиться определенности будущего - просчет вариантов будущего. Участники, включенные в процесс и публичную процедуру стратегического планирования, доходят до общего плана будущего и движения к будущему.

Одним из следствий недостаточности профессионального управленческого инструментария современного муниципального управления является практика работы органов муниципального управления в условиях отсутствия стратегических ориентиров деятельности: от задачи к задаче, от ситуации к ситуации, от выборов до выборов.

Кроме прочего, такое положение дел ведет к тому, что реальными управляющими на местах часто оказываются те, кто имеет свои собственные целевые установки по отношению к местному развитию, в том числе теневые структуры. В этом случае система муниципального управления начинает работать не в интересах муниципального образования в целом, а в частных интересах соответствующих групп людей. Преодоление этой ситуации - одна из задач стратегического планирования.

Развитие экономики и социальной сферы России требуют заметной трансформации форм, методов, структур управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с учетом их взаимосвязей и взаимодействия, единства и целостности. Одновременно с развитием в России новых институтов проявилась проблема несогласованности действий государства и муниципалитетов при реализации крупных инвестиционных и других приоритетных проектов и программ территориального развития и на первый план в системе управления выходят проблемы не столько организационного, сколько экономического взаимодействия.

В настоящее время продолжается реформа местного самоуправления, перераспределение ресурсов и ответственности за состояние социально-экономического развития муниципальных образований и качества уровня жизни населения от федерального и регионального уровней власти к органам власти на местах, однако существенного улучшения в положении граждан, пока не произошло.

Возможности по реформированию местного самоуправления преимущественно правовыми инструментами исчерпаны. Население включено из процесса поиска и приведения в действие дополнительных ресурсов развития территорий, в том числе инновационных технологий современного рыночного хозяйства. Сегодня становится очевидным, что необходимо создать благоприятные условия для свободы самостоятельной экономической деятельности и самоуправления на местах, там где решаются повседневные вопросы, с которыми сталкиваются жители городов, поселков, деревень Асанов В.Л., Гапоненко А.Л., Дяченко Л.Г.,[и др.]. Формирование муниципальных программ социальной и экономической поддержки интересов населения: стратегии инновационного социально-экономического развития территорий:-М.: Муниципальный мир, 2006, 232 с.. Таким образом, тема работы является актуальной.

Объектом исследования выступает Окружная администрация городского округа «Город Якутск».

Предметом исследования являются различные аспекты стратегии развития городского округа «Город Якутск».

Целью исследования является совершенствование системы стратегического управления муниципального образования на примере Окружной администрации города Якутска.

Для достижения цели работы, были поставлены и решены следующие задачи:

- изучение теоретических аспектов стратегического развития муниципальных образований;

- проведение анализа развития городского округа «Город Якутск» на современном этапе;

- рассмотрение основных тенденций социально-экономического развития городского округа «Город Якутск»;

- обоснование особо эффективных вариантов управления развитием городского округа «Город Якутск»;

- разработка рекомендаций и предложений по совершенствованию системы стратегического управления городским округом «Город Якутск», в том числе достижения его конкурентоспособности:

а) города в целом, как места для достойной жизни и хозяйственной деятельности;

б) приоритетных отраслей городского хозяйства и в целом социальной сферы города.

В ходе разработки указанной темы использованы методы системного анализа Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. - М.: Издательство Омега-Л, 2010,464 с., при котором любое явление рассматривается как системная совокупность взаимосвязанных элементов во внешней и внутренней среде: анализ экономического развития городского округа (SWOT - анализ), модель развития конкурентных преимуществ территории (анализ совокупного спроса, кластерный анализ, анализ конкуренции, анализ факторов), анализ опыта по развитию других городских округов.

Основными источниками для работы послужили: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер.закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ // Собр. Законодательство РФ. - 2003 - №40. - Сп. 3822., Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 год, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, доклад Путина В.В. О стратегии развития России до 2020 года Путин В.В. О стратегии развития России до 2020 года. Выступление на заседании Государственного Совета РФ 8 февраля 2008 года // Российская газета. 2008., постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации, Указы Президента Республики Саха (Якутия), постановления, распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия), аналитические материалы Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия), статистические данные, характеризующие социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) и городского округа «Город Якутск» за 2006-2009 гг., официальные данные и отчеты органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и городского округа «Город Якутск».

В первой главе данной работы рассматриваются понятие стратегии развития муниципального образования и методология разработки стратегии развития города.

Во второй главе представлен анализ экономического развития городского округа «Город Якутск».

В третьей главе выдвинуты предложения и практические рекомендации по совершенствованию стратегического управления городом и реализации стратегии развития городского округа «Город Якутск».

В связи с тем, что политика органов местного самоуправления охватывает все стороны жизнедеятельности местного общества, и в рамках одной работы невозможно осветить все эти стороны, поэтому исследование ограничено анализом принятых мер только в социально-экономическом направлении.

Дан...

Другие файлы:

Маркетинговая стратегия развития территории городского округа город-герой Волгоград до 2020 года
Оценка состояния маркетингового потенциала территории Волгограда. Положения маркетинговой стратегии развития территории городского округа Волгоград до...

Система стратегического управления муниципального образования "Окружная администрация города Якутска"
Стратегия социально-экономического развития округа "Город Якутск" до 2024 года. Анализ опыта по совершенствованию городских округов, являющихся столиц...

Организация ландшафтно-рекреационной территории городского поселения на примере городского округа "Город Южно-Сахалинск"
Теоретические основы инфраструктуры муниципального образования. Осуществление организации ландшафтно-рекреационной территории городского округа "Город...

Состояние реализации федеральной целевой программы "Жилище" администрацией городского округа "Город Хабаровск"
Основные направления государственной политики в рамках федеральной программы "Жилище". Оценка деятельности администрации городского округа "Город Хаба...

Организация органов местного самоуправления в городском округе город Воронеж
Деятельность органов местного самоуправления. Администрация городского округа город Воронеж, ее структура и полномочия. Исполнительный и представитель...