Управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности
Краткое сожержание материала:
Размещено на
68
Размещено на
Оглавление
имущество собственность муниципальная
- Введение
- Глава 1. Понятие имущества, находящегося в муниципальной собственности
- Глава 2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению имуществом, находящимся в собственности муниципального образования
- Глава 3. Правовые основы повышения эффективности управления имуществом, находящимся в собственности муниципального образования
- Заключение
- Список источников и литературы
Введение
Актуальность работы состоит в том, что собственность существовала и будет существовать. Однако она не всегда была одинаковой и зависела от типа собственности. Формы собственности могут быть различными, меняющимися с развитием человеческого общества, с переходом от одной общественно-экономической формации к другой. В каждой формации существует тип собственности, который определяет основу данного общества, характер всех других форм собственности, существующих в данном же обществе. Речь может идти о двух типах собственности: обобществленном и индивидуальном. Эта классификация основана на признаке уровня (степени) обобществления средств производства и позволяет в экономическом смысле различать исторически определенные типы присвоения: общественный и индивидуальный. В первом случае присвоение вещей осуществляется обществом в целом или определенной социальной группой лиц, а во втором - отдельным индивидуальным лицом.
Типы собственности находят свое воплощение в формах собственности, где уровень (степень) обобществления приобретает конкретную форму реальных отношений государственной, муниципальной, коллективной (корпоративной) или частной собственности. Каждая форма собственности типична. В то же время тип собственности не может существовать без какой-либо формы собственности. Именно тип собственности предопределяет в формах собственности их правовую природу и характер присвоения, а стало быть, особенности механизма возникновения (приобретения), осуществления и прекращения права собственности.
Итак, если тип собственности можно квалифицировать как высшее подразделение в систематике собственности, то форма собственности выступает как среднее звено в этой системе, связывающее тип с видом собственности.
Обобществленная (общественная) собственность объективно выступает в следующих формах:
а) государственная (собственность Российской Федерации; собственность субъектов Российской Федерации);
б) муниципальная (собственность различных муниципальных образований);
в) коллективная (корпоративная) (собственность кооперативов, хозяйственных обществ и товариществ, общественных организаций, религиозных организаций).
Целью настоящей работы является исследование муниципальной собственности: состав, порядок образования и управления.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать понятие имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- Исследовать полномочия органов местного самоуправления по управлению имуществом, находящимся в собственности муниципального образования;
- Раскрыть правовые основы повышения эффективности управления имуществом, находящимся в собственности муниципального образования.
Предметом исследования работы является действующее законодательство регулирующие право муниципальной собственности. Объект исследования составляют конкретные правоотношения в данной области.
Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, историко-правовой, метод сравнительного правоведения.
Глава 1. Понятие имущества, находящегося в муниципальной собственности
Европейская хартия местного самоуправления, принятая 15 октября 1985 года в Страсбурге и ратифицированная Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, указывает на "право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения". Европейская хартия о местном самоуправлении (русская версия) // Серия европейских договоров N 122, Страсбург. Совет Европы. Отдел изданий и документов. N 92-871-0804-8. 1990, май.
Часть 2 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определяет местное самоуправление как "форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций".
Основными отличительными признаками местного самоуправления являются масштабы территориальных образований, на которых оно осуществляется, и вопросы, которые призвано решать.
С точки зрения масштабов местное самоуправление всегда осуществляется на небольших ограниченных территориях. В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" оно осуществляется в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения (ч. 1 ст. 10 Федерального закона). Очевидно, что муниципальные образования представляют собой локальные образования с относительно небольшим числом жителей.
С позиции решаемых вопросов местное самоуправление создается для решения вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абз. 10 ст. 2 указанного Федерального закона).
Становление местного самоуправления является одним из главных направлений современных реформ. В федеральном законодательстве понятие муниципальной собственности впервые упоминается в 1991 году (Закон «О местном самоуправлении», Закон «О собственности в СССР», Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и другие, ныне уже не действующие законодательные акты).
В соответствии с действующей Конституцией РФ «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Таким образом, Конституция РФ, принятая в 1993 году, закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью. Именно развитая система местного самоуправления, способная самостоятельно решать экономические, финансовые, социальные и другие вопросы на уровне своей территории, составляет основу преобразований хозяйственной жизни местного сообщества, формирования рыночной экономики, а также развития демократического общества в целом.
Однако законодательное закрепление особого уровня отношений - местного самоуправления, а также муниципальной собственности как самостоятельной, равной другим формам собственности автоматически не приводит к новому режиму функционирования этой собственности в системе местного хозяйства в качестве его экономической основы и условия развития всей совокупности муниципальных отношений.
Местное самоуправление осуществляется в определенных территориальных границах, где население образует местное сообщество (объединение в пределах одной территории). Это сообщество для удовлетворения совместных потребностей располагает землей, имуществом и другими объектами муниципальной собственности как экономической основы местного самоуправления. При этом население может выражать отношение по поводу владения, пользования и распоряжения собственностью как непосредственно, так и опосредованно.
Данная схема не раскрывает сущности муниципальной собственности, и, следовательно, не позволяет выявить ее природу и определить оптимальную организационно-правовую форму механизма реализации правомочий собственника муниципальной собственности, обеспечивающую осуществление задач, стоящих перед местным самоуправлением. Для выяснения этих моментов, а также для установления основных признаков муниципальной собственности необходимо найти подходы к определению понятия «муниципальная собственность».
В статье 37 Закона РФ от 06.07.91 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» муниципальная собственность рассматривается как достояние населения соответствующей территории и описывается с точки зрения ее объектного состава.
С принятием Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» концепция понимания муниципальной собственности изменилась.
В указанном законе муниципальная собственность определяется...
Управление государственным и муниципальным имуществом
Задачи управления и распоряжения муниципальным имуществом. Перепрофилирование объектов государственной и муниципальной собственности. Внутренний и вне...
Право муниципальной собственности
Понятие и состав муниципальной собственности. История и способы ее формирования в Российской Федерации. Субъекты и объекты права муниципальной собстве...
Управление имуществом города
Понятие и особенности ведения городского хозяйства, объекты управления в нем. Состав и использование муниципального имущества. Основные методы управле...
Управление муниципальной собственностью
Понятие муниципальной собственности, принципы ее формирования, наступление и прекращение права собственности. Анализ управления муниципальной собствен...
Понятие муниципальной собственности в российском законодательстве
Право муниципальной собственности, как институт муниципального права. Исследование вопросов соотношения муниципальной собственности с государственной...