Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Система местного самоуправления в Российской Федерации

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Исторический путь местного самоуправления Российской Федерации. Органы местного самоуправления, предметы их ведения и полномочия. Проведение референдумов, выборов и других форм прямого волеизъявления граждан через выборные органы местного самоуправления.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Иркутский государственный университет"

(ФГБОУ ВПО "ИГУ")

Институт социальных наук

Кафедра государственного и муниципального управления

РЕФЕРАТ

Система местного самоуправление в РФ

Выполнила:

Литвинова Алёна Игоревна

Проверила: доц., к.ф.н.

Комарова Марина Викторовна

Выполнено 12.10.2013

Сдано 15.10.2013

Иркутск 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Исторический путь местного самоуправления России

Глава 2. Основные понятия и принципы местного самоуправления в РФ

2.1 Понятие местного самоуправления и его структура

2.2 Органы местного самоуправления и предметы их ведения и полномочия

2.3 Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении

Глава 3. Проблемы местного самоуправления

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Местное самоуправление - один из важнейших институтов демократического общества, его организация входит в круг фундаментальных проблем должного функционирования демократии в обществе и стране. С деятельностью местных органов власти неизбежно сталкивается каждый гражданин и, разумеется, каждый специалист в области экономики и управления.

В местной власти одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Актуальность данной темы могу объяснить следующими обстоятельствами:

- существующая политическая напряженность в обществе, возникающая из-за противоречий между политикой центра и интересами регионов, и необходимость её преодоления;

- принижение роли местных управленческих структур. Сильные органы местного самоуправления позволят создать стабильную демократическую общественно-политическую ситуацию в обществе;

- необходимость дальнейшего укрепления российской государственности. Лишь при наличии близких к населению территориальных структур управления демократическая система власти может сохранить централизованное государство такой сложной структуры, как у России;

Цель данного реферата - получить системные знания о местном самоуправлении и его роли в современной России.

В соответствии с указанной целью я ставлю перед собой следующие задачи:

- проанализировать основные проблемы становления и развития местного самоуправления в России;

- раскрыть организационно-правовые формы местного самоуправления в РФ;

- выявить основные проблемы местного самоуправления в современной России;

Реферат состоит из введения, трёх глав и заключения. Для работы была использована научная литература, учебные пособия, периодические издания, нормативно-правовые акты и интернет-ресурсы.

Глава 1. Исторический путь местного самоуправления России

В учебном пособии Бабуна Р. В. приводятся факты, что самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории в той или иной мере. Выделяются периоды ослабления и укрепления основ местного самоуправления, при этом немаловажным обстоятельством является то, что, как и в настоящее время, государство сознательно шло на возрождение самоуправления в периоды кризиса государственной власти, принуждаемое неизбежной необходимостью проведения реформ. Обращаясь к истории Российского государства, мы можем проследить основные этапы становления и развития самоуправления в России.

Существование ранней модели самоуправления, которая складывалась на территориально-хозяйственной общности и наличии родственных связей, было характерно еще для древнерусского государства. Местное самоуправление проявлялось в форме производственных и территориальных общин. Форма осуществления местного самоуправления была сначала родовая, а затем непосредственная представительная демократия, которая проявлялась в вечевом управлении.

С приходом татаро-монгол вечевая власть была существенно подорвана на два с лишним века. К XVI веку образовались новые формы народовластия - крестьянская община и казачье самоуправление.

Присущее славянским племенам общинное управление было истинной моделью местного самоуправления - имело экономическую основу и народовластие.

Судебник 1550 года усилил государственную власть и привел к возникновению крепостного права, а Иван IV отделил местное самоуправление от государства.

XVII век положил начало бюрократизации местного самоуправления. Существовали две формы местного самоуправления: губернские и земские учреждения и воеводская система управления. Городские реформы Петра I несли в себе элементы зарождения земской модели местного самоуправления, однако, при сохранении сильного государственного вмешательства Екатерина II провозгласила принцип сословности и самостоятельности в местном самоуправлении, издала несколько актов, которые и определили систему местного самоуправления вплоть до введения Александром II земских учреждений.

Наиболее значимыми в историко-правовом аспекте были две реформы местного самоуправления: земская 1864 года и городская 1870 года. Система земства основывалась на все сословности, но критерием выдвинут, был имущественный ценз. Земство имело хозяйственную самостоятельность. Не являясь государственной структурой, земства наделялись правом издавать для населения постановления, облагать его разного рода сборами. Однако, создав земское самоуправление, правительство ограничило его самостоятельность, издавая различные законы и разъяснения, усиливающие зависимость земств от бюрократии. Временное правительство сделало ставку на земства и заявило о намерении провести выборы земств всеобщим прямым, равным тайным голосованием, положив, таким образом, в их основу демократический принцип. Им был принят "Закон о земской реформе". Однако Октябрьская революция принесла с собой ликвидацию земства и становление новой модели местного самоуправления - советской.

После Февральской революции 1917 года, Временное правительство расширило полномочия земских органов власти, но в это время в крупных промышленных центрах стали создаваться более энергичные органы - городские Советы, которые наделялись более широкими властными полномочиями. Окончательно и законодательно переход всей власти к Советам подтвердил II съезд Советов. Таким образом, власть перешла в руки городских Советов, которые распространили свои полномочия на территорию соответствующих губерний и уездов.

В основу организации власти на местах был заложен принцип единства системы Советов, как органов государственной власти, где местные Советы и их исполкомы выступали как местные органы государственной власти и управления, являясь при этом структурной частью единого централизованного аппарата управления. Таким образом, образовалась единая государственная советская система управления.

Задачи местных Советов состояли в реализации постановлений высших органов власти; решение вопросов, касающихся местного значения; координации деятельности Советов в пределах данной территории; проведении мероприятий по хозяйственному, культурному развитию территорий. Присутствовали прямые многоступенчатые выборы. Текущую работу выполняли исполнительные комитеты (исполкомы), являвшиеся исполнительно-распорядительными органами. Исполкомы являлись высшими органами власти, которые удерживали в своих руках управление всеми сторонами жизни общества. Исполкомы, в свою очередь, подразделялись на отделы и управления.

В 1933 году принимается новое положение "О горсовете". В нем городские Советы приобретают роль органа пролетарской диктатуры, с проведением политики центра на местах. Именно этот период ознаменовал собой окончательное огосударствление местной власти. В годы Отечественной войны происходили структурные изменения, которые были направлены на максимальную централизацию политического, хозяйственного и военного руководства.

Период правления Хрущева ознаменовав собой разделение Советов структурно на промышленные (городские) и сельские. Централизованный контроль за колхозно-совхозной системой в этот период ослаб, происходила реорганизация управления, которая способствовала улучшению специализации и кооперации регионов, развитию местных предприятий.

Согласно Конституции 1977 года, основу местной власти и управления составили Советы депутатов трудящихся. Формой работы Советов являлись сессии. В своей работе Советы опирались на постоянные и временные комиссии. Непосредственное управление осуществлялось исполнительными комитетами. Исполкомы через отделы и управления руководили отраслями и сферами местной жизни. Таким образом, организационным принципом построения и функционирования местных органов являлся демократический централизм, в соответствии с которым вышестоящие Советы осуществляли руководство деятельностью нижестоящих Советов. Реальная власть на местах находилась в руках партийных органов, а их волю, как известно, выполняли Советы. Местные Советы находились в зависимости от исполнительных органов, поэто...

Другие файлы:

Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации
Понятие, функции и принципы местного самоуправления. История становления местного самоуправления в Росси. Система и полномочия органов муниципальной в...

Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние и пути развития
Понятие и система местного самоуправления в Российской Федерации, его принципы. Соотношения государственной власти и местного самоуправления. Территор...

Организационные основы местного самоуправления
Основные функции и структура органов местного самоуправления, понятие их организационных основ. Система и структура органов местного самоуправления. А...

Основные причины реформирования местного самоуправления в Российской Федерации
Понятие местного самоуправления. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Cравнительный анализ существующей в Росии с...

Управление социально-экономическими процессами ЖКХ
Становление теории местного самоуправления в Российской Федерации. Понятие, атрибуты и критерии местного самоуправления. Структура, функции и методы р...