Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Регулирование деятельности правоохранительных органов

Тип: контрольная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Классификация законодательства о правоохранительных органах по юридическому значению. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей. Постановления Верховного Суда РФ как источники права, регулирующего деятельность правоохранительных органов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Классифицируйте законодательство о правоохранительных органах по их юридическому значению

Раскройте понятие "статус судей". Назовите требования, предъявляемые к кандидатам на должность мирового судьи, районного судьи, судьи Верховного суда субъекта РФ, судьи Верховного суда РФ, судьи Арбитражного суда субъекта РФ, судьи Арбитражного суда РФ, судьи Конституционного суда РФ

Являются ли постановления Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ источниками права, регулирующего деятельность правоохранительных органов?

а) да, это источники права

б) нет, это разъяснения норм права

Список использованной литературы

правоохранительный должность судья постановление

Классифицируйте законодательство о правоохранительных органах по их юридическому значению

Познание основ организации и функций правоохранительных органов требует изучения значительного количества законодатель-ных и иных правовых актов. Сколько их -- точно определить невоз-можно. Но, во всяком случае, можно смело утверждать -- не менее полусотни. Невозможно также точно вычислить и объем таких ак-тов: в некоторых из них содержатся многочисленные статьи, пара-графы, пункты и т.д.

Такое обилие актов и содержащихся в них конкретных право-вых предписаний в значительной мере объясняется тем, что учебная дисциплина "Правоохранительные органы" касается многих государ-ственных и негосударственных организаций и должностных лиц. И все они призваны выполнять в высшей степени ответственную дея-тельность. В силу этого требуется особо тщательная правовая регла-ментация построения соответствующих организаций, их полномочий и полномочий должностных лиц. Требование тщательности обуслов-лено в первую очередь стремлением свести к минимуму или полностью исключить вероятность, скажем, произвола, судебных или след-ственных ошибок, которые порой калечат судьбы людей, наносят не-поправимый ущерб их правам и свободам.

Для характеристики массива правовых актов о правоохранитель-ных органах существенно также то, что в этом массиве сосуществу-ют акты разного юридического значения (разной юридической силы). В нем "соседствуют" и взаимодействуют положения Конституции РФ и федеральных законов с положениями конституций, уставов и иных законов субъектов федерации, указы Президента РФ с постановле-ниями Правительства РФ, положения международных соглашений с положениями ведомственных нормативных актов и т.д. У назван-ных и других документов -- свой юридический статус, свое значение. И данное обстоятельство, естественно, существенно усложняет в целом изучение правовой базы, на которую опирается система пра-воохранительных органов.

Преодолению трудностей такого рода призвана содействовать классификация актов, которые в совокупности образуют эту базу.

Осуществлять ее целесообразно, опираясь на два основания. Одно из них -- предмет (содержание) группируемых актов независимо этих юридической силы. Другое -- группировка актов по их юриди-ческому значению.

В соответствии с Конституцией Российской Федерация к ведению Российской Федерации отнесены: установление системы федеральных органов судебной власти; судоустройство; прокуратура; формирование федеральных органов судебной власти, а также федеральных органов исполнительной власти, включая правоохранительные органы (МВД, ФСБ, и др.), Генеральной прокуратуры; регулирование и зашита прав и свобод человека и гражданина (пп. «в», «г», «о» ст. 71; п. «е» ст. 83; пп. «ж», «з» ч. 1 ст. 102).

По предмету правового регулирования можно выделить, прежде всего, универсальные нормативные акты. К их числу применительно к изучаемой сфере общественных отношений относится один нормативный акт, но акт высшей юридической силы - Конституция Российской Федерации Орлов Ю. К., Швецов В. И. Судоустройство и правоохранительные органы в РФ. М., 2011...

Организация и деятельность правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность и общественный порядок, регламентируется, прежде всего, рядом законов Российской Федерации (о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, о безопасности, о федеральных органах налоговой полиции (преобразованной в 1995 г. в Федеральную службу налоговой полиции), о внутренних войсках, о государственной границе, частной детективной и охранной деятельности), а также Таможенным кодексом РФ. Организация и структура центральных аппаратов указанных органов строится на основе положений о соответствующих министерствах, ведомствах, службах.

По своей юридической силе нормативные акты, регулирующие деятельность судебной власти, прокуратуры, органов внутренних дел, других правоохранительных и правообеспечивающих органов, далеко не одинаковы.

Высшую ступень иерархической лестницы нормативных актов, регулирующих рассматриваемую сферу, занимает Конституция Российской Федерации.

Вторую ступень занимают федеральные законы РФ, а среди них, прежде всего, - федеральные конституционные законы.

Необходимо учитывать, что федеральные законы по своей значимости и сфере регулирования существенно различаются, но ко всем им предъявляется общее требование - они не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15).

Еще одну группу законов составляют законы Российской Федерации, которыми вносятся изменения и дополнения в действующие кодифицированные или комплексные нормативные акты.

Нормативный характер имеют, однако, не только акты высшего законодательного и представительного органа России, именуемые законами, но и постановления этого государственного органа. Характерно, что постановления эти в рассматриваемой сфере правового регулирования принимались двух разновидностей. Одними утверждались положения. Например, постановлением от 13 мая 1993 г. были утверждены Положение о квалификационных коллегиях судей, Положение о квалификационной аттестации судей. В других случаях непосредственно в самом постановлении высшего законодательного и представительного органа решались те или другие вопросы, нуждающиеся в нормативно-правовом регулировании.

Вслед за президентскими актами необходимо выделить среди нормативных актов постановления Правительства Российской Федерации. На этот счет ст. 115 Конституции Российской Федерации устанавливает жесткое предписание о границах правительственных актов, оговорив, что Правительство издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации.

Среди нормативных актов федерального уровня заключительным звеном являются ведомственные нормативные акты. Немалое их число издается по линии Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, МВД и других министерств и ведомств РФ. Эти акты носят разные названия: приказы, инструкции, правила, положения и т. п. Ведомственные нормативные акты иногда издают совместно два или несколько ведомств.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Заметим, однако, что общепризнанные принципы и нормы международного права реализуются в основном через внутреннее законодательство. В соответствии с этим в части, касающейся правоохранительных органов, указанные нормы включены в Закон о судебной системе, другие нормативные акты о судах и правоохранительных органах, а важнейшие из них - даже в Конституцию С.А. Воронцов. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. М. 2010..

В отношении международных договоров, к числу которых относятся договоры о правовой помощи по уголовным делам, Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) оговаривает: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Раскройте понятие "статус судей". Назовите требования, предъявляемые к кандидатам на должность мирового судьи, районного судьи, судьи Верховного суда субъекта РФ, судьи Верховного суда РФ, судьи Арбитражного суда субъекта РФ, судьи Арбитражного суда РФ, судьи Конституционного суда РФ

Слово статус в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо.

Статус судьи - профессиональный статус, характеризующий положение судьи как лица, отправляющего правосудие.

Конституции РФ 1993 г. устанавливает три основных требования, предъявляемых к кандидатам на должность судьи: 25-летний минимальный возраст, наличие высшего юридического образования и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Ни одно из этих требований не может быть проигнорировано, и все три являются обязательными первоначальными условиями, без которых дальнейшее рассмотрение кандидатур невозможно. В то же время Конституция предоставляет возможность федеральному законодательству ввести дополнительные требования к судьям Российской Федерации.

Возрастные требования к лицам, назначаемым на судейские должности, получили впервые конституционное закрепление, хотя существовавшее до принятия новой Конституции законодательство и ранее содержало подобные требования. Так, Закон Российской Федерации о статусе судей в Российской Федерации от 26 июня 1992 г. ст. 4) установил минимальный 25-летний возраст для судей низшего звена (районного и городского судов), 30-летний - для судей вышестоящих судов и 35-летний - для судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

25-лет...

Другие файлы:

Органы внутренних дел в системе правоохранительных органов
Место правоохранительных органов в политической системе общества, влияние их деятельности на порядок жизни и деятельности государства и общества. Исто...

Расход бюджета на обслуживание правоохранительных органов Российской Федерации
Структура и функции правоохранительных органов. Правоохранительная деятельность как вид государственной деятельности. Планирование и финансирование ра...

Организация взаимодействия служб правоохранительных органов при расследовании преступлений
Правовые основы взаимодействия служб правоохранительных органов. Закономерности формирования и реализации организационных и правовых отношений служб п...

Организация системы правоохранительных органов Российской Федерации
Структура правовых норм об организации правоохранительных органов. Признаки судебной власти. Место прокуратуры в системе органов российского государст...

Организация взаимодействия налоговых и правоохранительных органов в ходе осуществления налогового контроля
Налоговая проверка как вид налогового контроля. Роль и полномочия правоохранительных органов в сфере налогового контроля. Особенности взаимодействия н...