Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Процесс трансформации избирательной системы

Тип: контрольная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Избирательная система как неотъемлемая и определяющая часть демократического политического процесса, обеспечивающая легитимность и легальность власти. Реформирование избирательной системы РФ с целью повышения эффективности государственного управления.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Контрольная работа

по дисциплине "Избирательные системы и технологии"

на тему: "Процесс трансформации избирательной системы"

Владимир 2012 г.

Содержание

  • Введение
  • 1. Трансформация избирательной системы: преобразования внутрисистемного и переходного типов
  • 2. Новейшие реформы избирательной системы России (с 2004 года)
  • 3. Новый порядок формирования Государственной Думы, установленный в 2005 г., не предполагает самовыдвижения кандидатов. Ряд экспертов рассматривает этот факт как нарушение принципов избирательного права. На чем основана такая позиция? Каково Ваше мнение по этому вопросу?
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Избирательная система - неотъемлемая и определяющая часть демократического политического процесса. Выборы как важнейший институт и инструмент демократизации общества, с одной стороны, призваны обеспечивать легитимность и легальность существующей власти (правящих политических сил), с другой - способствовать ее трансформации в соответствии с изменяющимися условиями развития и сменяемости (при необходимости) политической системы. Эти два важных свойства избирательной системы - изменять и закреплять (накапливать и фиксировать) изменения - нашли свое максимальное отражение в процессе трансформации российской избирательной системы в 1989-2011 гг. как на федеральном, так и на региональном уровнях.

За время своего существования избирательная система Российской Федерации претерпела существенные изменения. Главная цель реформирования состояла в необходимости восстановления властной вертикали, повышения ответственности региональных руководителей перед федеральным центром и эффективности системы государственного управления всех уровней, а также создании благоприятных условий для формирования полноценной партийной системы.

Целью настоящей работы является анализ трансформации избирательной системы России. Объектом исследования является избирательная система РФ. Предметом исследования выступает трансформационный процесс российской избирательной системы.

Трансформация социально-политической системы в России актуализировала проблему политических выборов и формирования избирательной системы, что нашло отражение в большом количестве литературы, посвященной различным аспектам политического избирательного процесса в постсоветской России. Эти материалы были использованы при написании работы.

1. Трансформация избирательной системы: преобразования внутрисистемного и переходного типов

Избирательная система России, являющаяся, как и в других странах, важнейшим инструментом строительства органов государственной и местной власти, формируется и функционирует с учетом политических и властных традиций, особенностей конкретного этапа развития общества и государства, менталитета народа, географии и определенного воздействия внешних обстоятельств, в том числе международного опыта.

Начало формированию избирательной системы в современной России было положено на рубеже 80-х-90-х годов XX столетия. И некоторые демократические нововведения были применены еще в период выборов народных депутатов СССР. Эти выборы, состоявшиеся 26 марта 1989 г., были впервые проведены на альтернативной основе. Демократической можно считать и избирательную кампанию по выборам народных депутатов РСФСР и местных Советов, проведенную в первые месяцы 1990 г. (сами выборы состоялись 4 марта того же года). Именно с выборами 1989 г. и 1990 г. связано образование первых предвыборных блоков, а также заметное расширение круга субъектов, выдвигавших кандидатов в депутаты [8, с. 36].

Однако принципиально новый шаг в развитии избирательной системы был сделан осенью 1993 г. Именно в это время начался второй этап демократизации российской избирательной системы. В начале этого этапа по Указу президента Б. Ельцина № 1400 от 21 сентября 1993 г. "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" был распущен действующий Верховный Совет и Съезд народных депутатов и на 12 декабря 1993 г. назначены выборы в нижнюю палату нового двухпалатного парламента - Государственную Думу Федерального Собрания. Другим указом Б. Ельцина - от 11 ноября 1993 г. - на тот же день - 12 декабря 1993 г. - были назначены выборы в верхнюю палату парламента Совет Федерации.

Фактически указом от 21 сентября в Российской Федерации было не только введено временное президентское правление, но и была завершена радикальная ломка существовавшего с 1917 г. государственно-политического и конституционного строя. После принятия 12 декабря 1993 г. на референдуме (в нем приняли участие 54,8 % зарегистрированных избирателей, из них за Конституцию высказались 58,4 %), совмещенном с выборами в Федеральное Собрание, нового Основного закона переход к президентско-парламентской республике с доминирующим положением института Президента был завершен.

В соответствии с нормами новой Конституции, выборы Президента РФ проходили в 1996 г. (во втором туре этих выборов Президентом России вновь был избран Б.Н. Ельцин) и в марте 2000 и 2004 гг. На последних двух выборах уже в первом туре Президентом РФ был избран В.В. Путин. Эти выборы проходили по новому ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", подписанному В.В. Путиным 10 января 2003 г. Новации, содержащиеся в этом законе, потребовались для того, чтобы правила выборов главы государства привести в соответствие с двумя ранее принятыми ФЗ: "О политических партиях" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

По новому закону, за который проголосовало 416 депутатов, соискателей президентского поста могут выдвигать партии и блоки как прошедшие в парламент, так и не преодолевшие 5-процентного барьера. При этом первым из них не потребуется подписи в его поддержку (для регистрации кандидата в президенты ЦИК достаточно будет решения партийного съезда), а вторым надо будет собрать не менее 2 млн. подписей избирателей. Число регионов, где они должны быть собраны, увеличено [8, с. 38].

Самовыдвижение в кандидаты на пост Президента России также возможно. Для этого претендент должен созвать инициативную группу числом не менее 500 чел. (по прежнему закону для этого требовалось не менее 100 чел.) и собрать в свою поддержку 2 млн. подписей избирателей в не менее чем 40 субъектах РФ (ранее - 1 млн. в 15 субъектах).

Новый закон учитывает и ряд новшеств, введенных другими законами о выборах. В частности, снять кандидата с регистрации теперь может только суд, а недостоверные сведения о своих доходах не могут служить поводом для снятия с регистрации.

В промежутке между двумя вехами в реформировании избирательной системы, было принято решение о начале преобразования местного самоуправления. Проводилось оно в соответствии с указом Б. Ельцина № 1617 от 9 октября 1993 г. "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации". В нем, в частности, говорилось: "Считать необходимым реформировать органы представительной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов федерального значения и органы местного самоуправления" [8, с. 38].

В конце октября 1993 г. были обнародованы еще два президентских указа, определявшие основные контуры реформы органов власти в регионах: указ № 1723 от 22 октября "Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации" и указ № 1765 от 26 октября "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации", утвердивший "Основные положения о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа ". Упомянутые указы давали регионам большую свободу законотворчества. А заключения ЦИК, обязанностью которого было следить за соответствием региональных законодательных актов общероссийским предписаниям, носили скорее рекомендательный характер и нередко игнорировались на местах. Только после 2000 г. с избранием Президентом РФ В.В. Путина начался процесс приведения в соответствие регионального законодательства с федеральным.

Изменения, произошедшие в организации местных органов власти, получили закрепление и дальнейшее развитие в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятом в августе 1995 г.

Важной чертой второго этапа преобразований избирательной системы было то, что эта система стала функционировать в соответствии с федеральными законами, а не на основе указов президента страны, как это было на первом этапе. Речь идет, прежде всего, о таких законах как "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", "О выборах президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", "О референдуме в Российской Федерации".

В последующие годы все названные нормативные документы, разработанные в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. и составляющие основу избирательной системы нашей страны, не раз корректировались и дополнялись. Например, закон о выборах депутатов Государственной Думы основательно менялся трижды:...

Другие файлы:

Особенности избирательной системы в России
Раскрытие содержания понятия и определение роли принципов избирательной системы РФ. Анализ российской избирательной системы и определение её взаимосвя...

Избирательные системы современности
Характерные особенности организации избирательной системы. Классификация выборов по территориальному признаку, объекту и времени проведения. Мажоритар...

Избирательные системы, применяемые в Российской Федерации
Ознакомление с особенностями мажоритарной и пропорциональной избирательной системы. Характеристика основных принципов избирательного права. История ра...

Избирательная система Российской Федерации
Понятие избирательной системы. Принципы формирования представительного органа власти. Особенности мажоритарной, пропорциональной и смешанной системы....

Анализ видов избирательной системы
Правовой анализ избирательной системы и избирательного права. Основные виды избирательных систем и их характеристика. Особенности мажоритарной системы...