Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Правовое регулирование охраны труда (на материалах РПУП №4 ДИН МВД Республики Беларусь)

Тип: дипломная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Изучение Законодательства об охране труда. Анализ прав и обязанностей нанимателей и работников по охране труда. Правовое регулирование мероприятий по улучшению условий труда на предприятии. Система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников.
Краткое сожержание материала:

Размещено на http:///

Размещено на http:///

БЕЛОРУССКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ

«БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

ОСП «ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ»

КАФЕДРА ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: « ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА»

(На материалах РПУП №4 ДИН МВД Республики Беларусь)

Слушатель О.И. Короткевич

Научный руководитель В.А. Трухов

Гомель 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Правовое регулирование охраны труда

1.1 Законодательство об охране труда

1.2 Права и обязанности работников по охране труда

1.3 Права и обязанности нанимателей по охране труда

Глава 2. Правовое регулирование организации работы по охране труда на предприятии(на примере Республиканского производственного унитарного предприятия №4 ДИН МВД РБ)

Глава 3. Правовое регулирование мероприятий по улучшению условий труда на предприятии

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение охраны труда имеет большое социально-экономическое значение, неудовлетворенность работника условиями труда приводит к текучести кадров и к тому, что часть работников вынуждена заканчивать свою трудовую деятельность ранее общеустановленного пенсионного возраста, либо менять свою профессию и место работы по указанной причине. Также общеизвестно, что условия труда в значительной степени оказывают влияние на производительность труда, при благоприятных условиях труда работник не затрачивает сил на защиту организма от воздействия опасных и вредных производственных факторов, комплекс мероприятий по улучшению условий труда способствует снижению потерь от брака.

В то же время недостатки, упущения в работе по созданию надлежащих условий труда, нарушения требований охраны труда приводят к травматизму на производстве, профессиональной заболеваемости, необходимости производить дополнительные затраты на выплату компенсаций работникам по условиям труда.

Актуальность данной темы обусловлена высокой социально-экономической значимостью охраны труда, огромным влиянием условий труда на здоровье и безопасность работников, в конечном счете, на результаты финансово-экономической деятельности организации.

Целью написания данной дипломной работы является обзор основных вопросов, касающихся охраны труда.

Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи: определено понятие охраны труда, рассмотрены права и обязанности субъектов трудового права, касающиеся охраны труда, изучена организация работы по охране труда на примере Республиканского производственного унитарного предприятия №4. Объект исследования - охрана труда. Предмет исследования - правовое регулирование охраны труда.

В процессе исследования применялись методы общенаучного и прикладного характера.

Тема охраны труда хорошо изложена в научно-методической литературе и учебно-практических пособиях по трудовому праву. Кроме того, принято достаточно много нормативно-правовых актов, касающихся охраны труда. Основополагающими актами, регулирующими вопросы охраны труда, являются: Трудовой кодекс, Постановления Совета Министров, указы Президента Республики Беларусь, Постановления Министерства труда и социальной защиты и других министерств и ведомств. Часть нормативно-правовых актов использовалась и при написании данной дипломной работы.

1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1 Законодательство об охране труда

Конституция Республики Беларусь в качестве одного из основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья [1,ст.45]. Естественным производным из этого является и право работника на здоровые и безопасные условия труда, которые также в качестве отдельных принципов и в форме субъективного права закреплены в статьях Конституции, право на труд [1,ст.41], на отдых [1,ст.43], на обеспечение в старости и в случае болезни [1,ст.47].

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.[2,ст.152].

Выраженные в правовой форме, и в первую очередь закрепленные в трудовом законодательстве, все эти нормы образуют, важнейший правовой институт особенной части трудового права, хотя, конечно, нельзя при этом не учитывать, что под охраной труда в широком смысле слова следует понимать все трудовое право, поскольку все его нормы направлены на защиту интересов всех работающих.

В узком смысле слова под охраной труда понимается правовой институт трудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Он включает следующие группы норм:

правила по технике безопасности и производственной санитарии;

специальные нормы охраны труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных производственных условиях;

нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность за нарушения законодательства об охране труда;

нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда.[12,ст.23]

Эти нормы, объединенные одной целью, могут приниматься как на локальном уровне, так и в централизованном порядке.

Так, первые четыре группы должны приниматься в централизованном порядке, чтобы установить единые стандарты вредности, тяжести и других неблагоприятных условий в обществе и возможности их устранения и нейтрализации, так же как и нормы, регулирующие деятельность органов надзора ? единых органов в рамках государства. Однако третья устанавливает в централизованном порядке лишь минимум гарантий, которые могут быть повышены в локальных актах при условии финансовых возможностей предприятий.

Нормы же, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда, наоборот, в большинстве случаев имеют локальный характер, содержатся в коллективных договорах и соглашениях.

Особый характер имеют нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил охраны труда. Санкции, предусмотренные за соответствующие правонарушения, содержатся не только в трудовом, но и в административном и даже в уголовном отраслях права.

С учетом содержания норм всего этого института, а также формы источников нормативные акты по охране труда включают:

стандарты Системы стандартов безопасности труда;

правила устройства и безопасной эксплуатации (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электро- безопасности);

правила по охране труда и инструкции по охране труда.

В правовом регулировании охраны труда широко сочетаются централизованные нормы трудового законодательства, которые устанавливают минимум правовых мер по охране труда, с договорным методом, повышающим, конкретизирующих этот минимум на базе социально-партнерских соглашений, коллективных договоров, а также трудовых договоров (контрактов).

1.2 Права и обязанности работников по охране труда

Согласно ст. 222 Трудового кодекса Республики Беларусь каждый работник имеет право:

1) на рабочее место, соответствующее правилам по охране труда;

2) обучение (инструктирование) безопасным методам и приемам труда;

3) обеспечение необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты санитарно-бытовыми помещениями, устройствами;

4) получение от нанимателя достоверной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, а также о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) проведение проверок по охране труда на его рабочем месте соответствующими органами, имеющими на то право, в том числе по запросу работника с его участием;

6) отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда. Перечень средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.[2,ст.155]. Право на охрану труда отражает как интересы работника, так и нанимателя. Последовательное...

Другие файлы:

Правовое регулирование охраны труда в Республике Беларусь
Правовые основы охраны труда в Беларуси. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. Вопросы подготовки в области охраны труда и провед...

Правовое регулирование охраны труда
Государственная политика и требования в области охраны труда. Нормативная и нормативно-техническая документация. Обязанности и права сторон трудового...

Исполнительная власть Республики Беларусь
Разделение властей как величайшая государственно-правовая доктрина. Палата представителей, Премьер-министр, Правительство. Правовое положение Президен...

Организация чемпионатов по плаванию и выработка предложений по совершенствованию их организации (на примере Республики Беларусь)
Организация и правовое регулирование чемпионатов Республики Беларусь по плаванию. Зрелища и их основные функции в современном обществе. Типология и ос...

Правовой анализ основных недостатков и нарушений условий и охраны труда в Республике Мордовия в 2007-2008 гг.
Правовое регулирование охраны труда в РФ, нормативно-правовая база. Проблемы применения права в сфере охраны труда в Республике Мордовия. Деятельность...