Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Правовое регулирование легитимации предприятия

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Сущностные характеристики легитимации предприятия. Основы социальной и юридической легитимации. Легитимность как правомерность действий субъектов права по совершению юридически значимых действий. Регистрация, лицензирование и патентование предприятия.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

План

легитимации юридический регистрация патентование

Введение

1. Понятие легитимации предприятия

2. Стадии легитимации предприятия

2.1 Регистрация предприятия

2.2 Лицензирование предприятия

2.3 Патентование предприятия

3. Особенности легитимации предприятий-субъектов внешнеэкономической деятельности

Заключение

Литература

Введение

Анализ мирового и отечественного опыта и современные тенденции экономического развития свидетельствуют, что предпринимательство является одним из важнейших факторов социально-экономического прогресса современного общества. Поэтому развитие предпринимательства рассматривается как стратегическое направление преодоления экономического кризиса и решение социально-экономических проблем и разногласий переходной экономики Украины. Стратегическое значение развития предпринимательства в условиях рыночных преобразований исходит из экономической природы предпринимательства как формы хозяйствования, присущей рыночной экономике. Эффективность такого процесса значительно зависит от объективно обоснованного правового обеспечения легитимации предприятий как основных субъектов осуществляющих предпринимательскую деятельности. Качественное правовое регулирование легитимации предприятия является основой развития рыночных отношений, перенесения их в правовою поле, исключение из предпринимательства теневых механизмов. Из вышеизложенного следует, что вопросы правового регулирования легитимации предприятия являются актуальным и их исследование в рамках курсовой работы является необходимым фактором формирования правосознания в этой сфере.

Цель курсовой работы является исследование особенностей правового регулирования легитимации предприятий, а также характеристика стадий легитимации предприятия.

В курсовой работе ставятся следующие задания:

- дать определение понятию «легитимация», «социальная легитимация предприятия» и «юридическая легитимация предприятия»;

- выделить основные стадии легитимации предприятия;

- охарактеризовать государственную регистрацию как стадию легитимации предприятия;

- охарактеризовать лицензирование как стадию легитимации предприятия;

- охарактеризовать патентование как стадию легитимации предприятия;

- выделить особенности легитимации предприятий-субъектов внешнеэкономической деятельности.

Объектом исследования является совокупность теоретических взглядов на характеристику легитимации предприятий в хозяйственном праве Украины, а также закономерность развития правоотношений связанных с легитимацией предприятий.

Предметом исследования являются правовые основы легитимации предприятия.

Теоретической основой курсовой работы являются научные работы авторов, которые рассматривали особенности правового регулирования легитимации предприятий в Украине. При написании курсовой работы использовались научные работы и учебные пособия по хозяйственному праву, административному праву, теории государства и права, философии. Необходимо отметить следующих авторов, чьи работы использовались при исследовании: Беляневич О. А., Винник О.М., Саниахметову Н.О., Знаменского Г.Л., Щербину В.С., Фетисову С.В., Смолина Г.В.

Положения и выводы, содержащиеся в курсовой работе, основываются на анализе норм Конституции Украины, Хозяйственного кодекса Украины, Законов Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей», «О внешнеэкономической деятельности», «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности».

1. Понятие легитимации предприятия

Перед тем как обратиться к пониманию понятия «легитимация предприятия» охарактеризуем непосредственно термин «легитимация» в правовой и философской доктрине.

Термин «легитимация» является производным от слова «легитимность». Латинское соответствие legitimus - «многозначительный». Причем все его значения касаются юридической сферы - «правовой», «правомерный», «соответствующий закону», «правильный» и т.п..

Современное социально-философское понимание понятия легитимности основывается на теории чистых типов легитимных основ господства Макса Вебера. Продолжая неокантианскую традицию, он исследовал мотивы покорности под углом ценностного отношения подчиненных к распоряжениям руководителей. На этой основе в феномене политического господства М. Вебер разграничивал аспекты легального и легитимного.

Первое фиксирует правовые коннотации и характеризует формальное соответствие распоряжений действующему законодательству, тогда как второе -- антропологический фактор значимости для людей, что является выражением ментальных реакций и действий, таких как доверие, одобрение и принятие.

Г. Тур считает, что на основании этих соображений легитимацию можно истолковать как предоставление чему-то или получение чем-то легитимности. Очевидно, что легитимность - результат легитимации - является определенным качественным признаком предмета (субъекта господства, социального института, политического действия, определенной практики), тогда как легитимация -- это чаще всего определенная социальная деятельность, система взаимосвязанных действий, последовательных во времени -- процесс.

В свою очередь А.В. Мелехин считает, что легитимность - это правомерность, законность действий индивидуальных и коллективных субъектов права по совершению юридически значимых действий. Соответственно легитимация - это процесс придания таким действиям законного характера.

Теперь рассмотрим понятие «легитимности предприятия». Полная характеристика данного термина невозможна без всестороннего анализа не только в юридическом понимании, но и социальном.

Итак, анализ субъективного восприятия предпринимательства возможен и уместен с помощью использования концепта «социальная легитимность». Социальная легитимность - «признание, одобрение обществом (социальными группами, институтами) функционирование того или иного типа социальных отношений, а также деятельности социальных групп, институтов, индивидов, благодаря чему устанавливается, как правило, состояние открытости реализации их интересов».

Можно говорить о таких уровнях социальной легитимации предприятий: 1) моральный; 2) цивилизационный; 3) общекультурный; 4) национальный. Указанные формы легитимации предпринимательства по-разному соотносятся с четырьмя главными типами первичного накопления капитала: «дикой» или «номенклатурной» приватизацией собственности на основные средства производства; накоплением как результатом личной бережливости отдельных «трудоголиков» из высококвалифицированных рабочих, крестьян, инженерно-технических работников; криминальным и полукриминальным обогащением представителей мафиозных группировок и «теневого» бизнеса.

Также «социальная легитимность предприятия» может быть официальной (формальной) и неофициальной (неформальной), открытой и закрытой, закрепленной и незакрепленной (правом, другими законами). Также возможны разные формы и масштабы социальной легитимности. Во-первых, социальная легитимность в случае законодательного закрепления социальных связей является проявлением состояния правовой открытости признанных социальных отношений и взаимодействий в обществе, а социальная легитимация этого условия - процесс узаконения (шире - нормирование), переведение данной группы, организации, института и их деятельности в разряд признанных законом (юридически легитимных); во-вторых, в других случаях социальная легитимация как нормирование или переведение осуществляется самими социальными группами (с помощью компромисса, партнерства, договора и т.п.), тогда социальная легитимность может быть полной (признают все группы, институты) и неполной, частичной, а также нелегальной (подпольной). В первом случае речь идет о легальности - юридической легитимности, носителем которой являются нормы закона, во втором - о собственно социальной легитимности (в узком понимании), носителем которой являются социальные группы общества.

Теперь рассмотрим правовую сторону понимания термина «легитимация предприятия».

Итак, юридическая легитимация предприятия является одним из основных признаков предприятия как юридического лица, которое желает принимать участие в предпринимательских отношениях.

Как отмечает Г.Л. Знаменский, совокупность общих юридических возможностей относительно участия в правоотношениях, которая закрепляется законодательством за предприятиями как субъектами права, в научной литературе именуют хозяйственной правосубъектностью. Ее фактическая реализация возможна при наличии признаков, присущих любому субъекту хозяйственного права. Три из них названы в статьи 55 ХК Украины: имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам, хозяйственная компетенция. К ним следует прибавить еще две: определенность организационно-правовой формы и легитимность существования как субъекта хозяйствования. Каждый из названных признаков имеет свое собственное, полностью определенное, конкретное содержание.

В свою очередь, по мнению ученого, сущность легитимности предприятия раскрывается через понятие «хозяйственной компетенции...

Другие файлы:

Правовое регулирование качества продукции
Правовое регулирование сертификации продукции и услуг. Порядок разработки и принятия технических регламентов. Краткая экономическая характеристика пре...

Сущность процесса легитимации власти
Характеристика легитимности как поддержки власти со стороны широких слоев населения. Типология легитимности по Веберу. Специфика харизматического типа...

Понятие и правовое регулирование гражданства в Российской Федерации
Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Пра...

Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов
Государственный и муниципальный внутренний долг и его формы. Вида кредита. Государственные займы. Правовое регулирование займов и кредитов. Рефинансир...

Правовое регулирование ипотечного кредитования в Республике Беларусь
История залогового права Беларуси в период вхождения в ВКЛ, в состав Речи Посполитой. Правовое регулирование залога недвижимости в советский период ра...