Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Порядок защиты прав субъектов административных правоотношений

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Понятие и основное содержание административно-правовых отношений. Подходы и методика защиты прав соответствующих субъектов, их нормативно-правовое обоснование и отражение в современном законодательстве. принципы и реализации и анализ судебной практики.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Курсовая работа

Порядок защиты прав субъектов административных правоотношений

Введение

Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, где участники выступают носителями прав и обязанностей в сфере государственного управления.

Принципиальным положением является то, что гражданин - это один из главнейших участников административно-правовых отношений, важнейший субъект административного права, которое должно предоставлять гражданину максимум правовых возможностей в случае неправомерных действий органов управления (должностных лиц) для защиты его нарушенных прав и свобод.

Если юридическими нормами закреплено какое-то субъективное право граждан, но оно не обеспечено надлежащей защитой, то такие нормы в значительной степени декларативны. Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан - необходимое условие становления правового государства.

Административному праву принадлежит важная роль в защите прав граждан от неправильных действий государственной, муниципальной и частной администрации.

В нашей стране порядок защиты прав регулируется Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также иными нормативными правовыми актами РФ (КоАП РФ, ГПК РФ, НК РФ, Таможенным кодексом РФ от 28.05.2003 №1-ФЗ), законами субъектов РФ, ведомственными и нормативными актами.

Объектом изучения являются отношения, возникающие в результате неправомерных действий государственной, муниципальной и частной администрации. Предметом - защита нарушенных прав и свобод субъектов административных правоотнощений.

Целью данной курсовой работы является исследование порядка защиты прав субъектов административных правоотношений.

В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

1) раскрыть понятие, содержание и особенности административных правоотношений;

2) рассмотреть административный и судебный порядок защиты прав субъектов административных правоотношений.

1. Административно-правовые отношения

1.1 Понятие административно-правовых отношений

административный право защита судебный

Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, где участники выступают носителями прав и обязанностей в сфере государственного управления. Так как административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений, они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям.

Административно-правовое отношения имеет свой состав (структуру). Субъектом административно-правового отношения называется тот, кто наделен административными правами и обязанностями.

Необходимо различать понятия «субъект административного права» и «субъект административно-правовых отношений».

Субъект административного права может быть определен в нормах права рядовым (общим) образом, субъект же правоотношения всегда конкретен. Кроме того, субъект права может в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, т.е. не быть их субъектом.

Субъектами административно-правовых отношений являются:

· Граждане России;

· Иностранные граждане и лица без гражданства;

· Государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации;

· Общественные (негосударственные) объединения;

· Служащие государственных органов и организаций, служащие общественных (негосударственных) объединений;

· Представители общественных формирований, наделенные административными обязанностями и правами.

При этом необходимо различать момент наступления административной правосубъектности, т.е. момент, с которого субъекты становятся элементами административно-правовых отношений:

· У граждан России правосубъектность возникает с момента рождения;

· У юридических лиц - с момента образования их в установленном порядке;

· У государственных и общественных (негосударственных) служащих - с момента зачисления их на должность.

Общим объектом регулирования административно-правовых, как и любых других правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом - поведение субъектов. В каждом конкретном административно-правовом отношении его участники осуществляют те представленные им права и возложенные на них обязанности, которые связаны с объектом правоотношения. Таким образом, объект - это, то по поводу чего возникает правоотношение.

1.2 Содержание административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с данной нормой между субъектами управленческой деятельности должны произойти конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, правомерные либо неправомерные действия, иногда - события.

В качестве особенности юридических фактов по административному праву следует указать то обстоятельство, что основным видом правомерных действий, вызывающих возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений, служат индивидуальные правовые акты органов исполнительной власти (местной администрации), их должностных лиц, адресованные конкретному адресату и связанные с конкретной ситуацией.

В качестве юридических фактов могут быть и правомерные действия граждан, юридических лиц, адресованные органу исполнительной власти (жалобы, претензия и т.д.), которые влекут возникновение конкретных административно-правовых отношений.

Неправомерные действия связаны с нарушениями предписаний административно-правовых норм. В первую очередь это административные и дисциплинарные правонарушения, касающиеся сферы государственного управления и влекущие юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относятся и бездействие при наличии предусмотренной нормой права обязанности совершать определенные действия. События - это явления, не зависящие от воли людей, т.е. стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии и т. д.

С учетом современных реалий целесообразно выделить следующие черты административно-правовых отношений:

1. возникают в процессе государственного управления (или в сфере государственного управления);

2. имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (или орган исполнительной власти), т.е. постоянным участником административно-правовых отношений является официальный и полномочный субъект государственного управления (субъект исполнительной власти), представляющий публично-правовой интерес, действующий от имени государства и реализующий свою управленческую компетенцию;

3. характеризуются отношениями власти-подчинения и юридическим неравенством сторон;

4. возникают для решения задач и осуществления функций управления в целях удовлетворения публичных или индивидуальных интересов по инициативе любого из субъектов этих отношений;

5. имеют организующее начало, так как административно-правовые отношения - это форма, в рамках которой и происходит организующее воздействие государственного управления на соответствующие объекты управления;

6. отличаются особым правовым режимом обеспечения законности и своей правовой зашиты (как правило, речь идет о трех способах - административном, судебном и прокурорском).

В первом случае (административный способ) споры, возникающие между субъектами этих отношений, решаются в административном (внесудебном) порядке, т.е. вышестоящими органами управления и должностными лицами, и направлены на проверку законности совершенных действий или принятых административных актов (управленческих решений).

Административный порядок рассмотрения споров в каждом случае должен быть дополнен возможностью (если гражданин не удовлетворен решением по своей жалобе) последующего оспаривания в суде. Если административно-правовые отношения могут возникать по поводу осуществления субъектами исполнительной власти своей управленческой компетенции, то и гражданин в каждом случае должен иметь право на судебную защиту последствий реализации такой компетенции, если он считает, что органы управления нарушили его права и свободы.

Во втором случае (судебный порядок) закон предоставляет возможность направить жалобу о нарушении органами государственного управления и местного самоуправления (а также их должностными лицами и служащими) и другими субъектами права прав и свобод граждан в суд, если решения (административные акты) или действия (бездействие) нарушили их права и свободы. Это важнейшая черта административно-правовых отношений, без которой нецелесообразн...

Другие файлы:

Способы защиты прав субъектов налоговых отношений
Элементы налоговых правоотношений. Охрана налоговых правоотношений государством путем установления санкций за нарушение установленного порядка поведен...

Способы защиты гражданских прав
Характеристика способов защиты гражданских прав. Порядок реализации защиты гражданских прав. Административный порядок защиты. Судебная защита. Дискусс...

Способы защиты гражданских прав
Защита нарушенных гражданских прав в судебном и административном порядке. Обласные суды и Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ. Р...

Гражданско-правовые способы защиты жилищных прав граждан
Характеристика жилищных прав граждан в Российской Федерации, их сущность и юридическая природа. Состав и правовое регулирование гражданских и админист...

Административный спор
Содержание, основные виды и основания возникновения административных споров. Подведомственность дел, возникающих из административных и иных публичных...