Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Языкознание, филология

Полиметрия

Тип: доклад
Категория: Языкознание, филология
Скачать
Купить
Полиметрия Вадим Руднев Полиметрия (или полиметрическая композиция). Когда перед стиховедением встала задача описания стихотворных размеров, то иногда попадались тексты, написанные несколькими размерами. Что с ними делать, не знали. Например, в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" есть основной размер - белый 3-стопный ямб: В каком году - рассчитывай,В какой земле - угадывай,На столбовой дороженькеСошлись семь мужиков. Но там есть и другие размеры - размеры песен и баллад, например об атамане Кудеяре: "Было четыре разбойника, / Был Кудеяратаман". Это 3-стопный дактиль.Особенно остро проблема встала при описании стиха ХХ в., например поэм Блока и Маяковского, где размеры менялись буквально на каждом шагу и один мог незаметно перетекать в другой. Тогда (по-видимому, не без бессознательного влияния понятия "полифония" М. Бахтина (см. полифонический роман) П. А. Руднев предложил термин П., который рассматривал многоразмерность одного текста в духе системности структурной поэтики - как один суперразмер. Если угодно, как нечто, похожее на верлибр , который тоже состоит из строк, отсылающих к другим размерам.Вот, например, начало "Двенадцати" Блока, одного из труднейших для анализа полиметрических текстов: Черный вечер.Белый снег.Ветер, ветер!На ногах не стоит человек.Ветер, ветер -На всем божьем свете! Отчетливо складывающийся в двух первых строках 4-стопный хорей в четвертой строке сбивается на раешник (свободный рифмованный стих русского лубка). В дальнейшем ритмика поэмы строится на противопоставлении 4-стопного хорея, передающего чеканный шаг красногвардейцев, и других размеров, как правило, народного или городского фольклора, отражающих стихийное начало в сюжетной и идеологической коллизии поэмы. Вот появляется городской романс - 4-стопный ямб: Не слышно шуму городского,Над невской башней тишина,И больше нет городового -Гуляй, ребята, без вина! А вот размер, напоминающий кольцовские эксперименты, в нем отчетливо слышится ритмика блатной песни: Ужь я времячкоПроведу, проведу... Ужь я темячкоПочешу, почешу (...) Ужь я ножичкомПолосну, полосну!.. Самым интересным в "открытии" П. оказалось то, что почти каждое звено в многоразмерной системе текста несет свой зкспрессивносмысловой обертон. Особенно очевидным это стало при анализе блоковской драмы "Роза и крест", где у каждого персонажа, как показали несложные подсчеты, имеется свой метрический голос.В целом явление П. было частью характерного для начала ХХ в. процесса верлибризации культуры . Список литературыРуднев П. А. О стихе драмы А. Блока "Роза и крест" // Учен. зап. Тартуского ун-та, 1970. - Вып. 251.Руднев П.А. Опыт описания и семантической интерпретации полиметрической структуры поэмы А. Блока "Двенадцать" // Там же, 1971. - Вып. 266.Руднев В.П. Стих и культура // Тыняновский сб.: Вторые Тыняновские чтения. - Рига, 1986.
Другие файлы:

Полиметрия

Наиболее эффективные методики развития джазовой ритмики
Сущность джазовой ритмики, ее структура. Абсолют строгого темпометра и формы. Тернарный принцип ритмических пропорций. Особенности элементов синкопиро...