Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Музыка

Наиболее эффективные методики развития джазовой ритмики

Тип: курсовая работа
Категория: Музыка
Скачать
Купить
Сущность джазовой ритмики, ее структура. Абсолют строгого темпометра и формы. Тернарный принцип ритмических пропорций. Особенности элементов синкопирования. Полиритмия и полиметрия. История развития джазовой ритмики во взаимосвязи с джазовой стилистикой.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

В эстрадно-джазовой музыке ритмическое начало является приоритетным над мелодией и гармонией. Для музыкантов, по своей сути джазовая ритмика представляет собой комплексную музыкальную способность, включающую в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов эстрадно - джазовой музыки.

Но, не смотря на эти факты, в системе отечественного эстрадно - джазового образования обучению джазовой ритмике не уделяется должного внимания. Лишь в некоторых российских джазовых центрах (в Москве и Ростове-на-Дону) в колледжах искусств при ведущих консерваториях, «джазовая ритмика» преподается как отдельный предмет. В них широко применяются эффективно работающие авторские методики. Как правило, в других учебных заведениях компоненты джазовой ритмики преподаются учащимся в рамках отдельных предметов, но системного развития данной музыкальной способности не осуществляется. Это в значительной степени негативно сказывается на качестве подготовки специалистов.

Различные аспекты джазовой ритмики находят отражение в исследованиях видных ученых: А.Н. Баташева, Д.Г. Браславского, О.Л. Дмитриевой, С.С. Клитина, В.Д. Конена, Э.А. Кунина, Е.М. Орловой, У. Сарджента, О.М. Степурко, Д.Н. Ухова, В.Н. Холоповой и др.

Так, в научных работах Э.Г. Денисова, О.Л. Дмитриевой, С.С. Клитина, В.Д. Конена, Е.М. Орловой, У. Сарджента и др. наиболее точно характеризуется джазовая ритмика, как основа джазовой музыки. В данных работах отражены результаты исследований по истории формирования и развития джазовой ритмики в ее взаимосвязи с основными джазовыми направлениями.

Исследованием проблемы определения и выявления сущности джазовой ритмики занимались такие видные деятели отечественной и зарубежной музыкальной педагогики и теории джаза, как С.К. Булич, В.С. Симоненко, А.Г. Софикс, А.Е. Чернышев и др.

Предпринимаемые исследования в области разработок методик по развитию джазовой ритмики у студентов колледжей искусств носят развивающий характер. Большое значение для нашего исследования имеют методики Э.А. Кунина, О.М. Степурко и Д.Н. Ухова, а также методические рекомендации Д.Г. Браславского.

Но, несмотря на существующие исследования по развитию джазовой ритмики у студентов колледжей искусств, все же ощущается нехватка систематизированного специального учебного материала по обучению джазовой ритмике у учащихся колледжей искусств. Необходимостью решения данной проблемы и обусловлен выбор темы исследования: «Развитие джазовой ритмики у учащихся эстрадных отделений колледжей искусств».

Цель исследования - систематизировать наиболее эффективные методики развития джазовой ритмики у учащихся эстрадных отделений колледжей искусств.

Достижение данной цели требует постановки и решения следующих задач:

- выявить сущность и структуру джазовой ритмики, дать ее определение;

- проследить историю развития джазовой ритмики в ее взаимосвязи с джазовой стилистикой;

- проанализировать существующие методики развития джазовой ритмики.

1. Сущность понятия «джазовая ритмика», ее структура

Исследованию джазовой ритмики посвящены многие научные работы, однако вопрос, определения ее сущности открыт потому, что до сих пор четко не определены сами джазовые категории. Много пишут о джазовом ритме или свинге, но что это такое, - сегодня понятно далеко не всем, хотя, как известно, он занимает одно из основополагающих мест в джазе. Опираясь на существующие научные труды, попытаемся выявить сущность и основные компоненты джазовой ритмики, сформулировать ее определение. Для этого, прежде всего, необходимо дать определение музыкальной ритмике, как более общей структуре. Итак, музыкальная ритмика - (греч. rhythmikуs -- относящийся к ритму) - раздел теории музыки описывающий ритм и законы его изменения [35].

Джазовая ритмика - ритмика, подразумевающая не столько специфическое ритм-оформление звуковысотности, сколько ритм-исполнительскую манеру. Ритм-исполнительская манера джаза не поддается точной фиксации и усваивается музыкантами благодаря постоянному слушанию известных исполнителей джаза. Адаптация должна продолжаться до тех пор, пока у учащегося не появится естественность в манере игры. В джазовой терминологии эта ритм-исполнительская манера называется свингом (англ. swing - качание, покачивание), создающим эффект кажущегося неуклонного нарастания темпа [22].

Сущность джазовой ритмики заключена в составляющих ее компонентах, таких как: абсолют строгого темпометра и формы, тернарный принцип ритмических пропорций, синкопирование, полиритмия и полиметрия. Все эти компоненты направлены на создание «раскачивания» опорных метрических долей, определенной терпкости звучания, так свойственной джазу, которому, в свою очередь, это «диссонирование» присуще на многих других уровнях, например, гармоническом или тембральном. Рассмотрим их более подробно.

1. Абсолют строгого темпометра и формы. По сути это наиболее важный компонент музыкальной ритмики, в особенности джазовой, так как основной временной прием джаза - свинг немыслим без импульсивно-строгого темпа и возникает только при таком условии. Данный компонент может существовать только при наличии чувства абсолютного течения времени или пульсации темпометра у музыканта, полиметробита, микровременных (зонных) отклонений. Полиметробит является интенсивным метрическим акцентированием. При таком акцентировании достигается драйв метроритмической пульсации, психологически держащий исполнителей джаза в особом, возбужденном состоянии (трансе), когда рациональное исчезает и появляется некое чувство полетности [7] . Элементы, составляющие полиметробит: 1) метрические акценты размера такта; 2) динамическая опора на слабые доли такта; 3) тернарность ритмических пропорций.

Рассматривая микровременные (зонные) отклонения, следует отметить, что они являются опережением от строгой пульсации основного метра. Такие отклонения связаны с системой бит, вытекающей из ритмической пульсации свинг и требующей исполнения джазовой музыки с тенденцией к небольшому опережению относительно метрических долей такта при строгом сохранении заданного темпа. Происходит своеобразное психостремление, желание вырваться из оков строгого политемпа вперед, но этого не происходит. Достигается мнимый эффект ускорения темпа. Стремление к опережению, захвату последующего времени происходит от соотношения тернарности и синкопирования. Прием (эффект) отклонения на какую-либо долю секунды от времени, на которое, согласно европейскому слуху, должен был бы приходиться акцент, получил в музыковедческой литературе название momentum [12]. Обычно этот эффект связывают с блюзовой зоной, и, соответственно, он играет определенную роль в достижении особенной остроты художественного воздействия.

Говоря о джазовой форме, как ритмике на макроуровне, следует отметить ее строгую квадратность. Здесь строгое пульсирующее движение долей (отсюда и общее время темы в джазе) имеет важное значение. Джазовый исполнитель-импровизатор адаптируется во времени темы, как в высшей метрической единице измерения, укладывающейся в квадрате, состоящем, как правило, из 8, 12, 16 или 32-х тактов. Без ощущения квадрата времени темы немыслимо свободное ритмическое мышление во время импровизационного акта. Строгость джазовой формы обусловливает вариативность ритмического рисунка [4]. В импровизационном джазе не принято играть темы в оригинале. Каждый джазовый исполнитель - это прежде всего композитор-аранжировщик. Используя ту или иную известную тему какого-либо композитора в качестве импровизационного материала, он стремится внести свою оригинальную метроритмическую аранжировку (иногда до неузнаваемости преобразуя тему), изобретательно ее варьируя, привнося множество ритмических идей.

2. Тернарный принцип ритмических пропорций - отличается от бинарного, принятого в академической музыке. Тернарность - принцип ритмически трехдольных пропорций в двухдольном метре - особенно свойственна джазу. То есть музыка джаза пронизана, образно выражаясь, триольностью, хотя условно нотируется в бинарном исчислении. Тернарность ритмических пропорций джазовой музыки, с одной стороны, обусловлена принципом перманентной пульсации, идущей от пунктирного ритма (пунктирный рисунок всегда усиливает более продолжительную ноту начала тактовой доли и ослабляет более короткую), с другой стороны, - опережающим синкопированием (короткая длительность завышена по времени по сравнению с точным рисунком ритма) [10]. Сущность джазового тернарного ритма заключена в особом мышлении джазового музыканта, когда каждая доля такта мыслится как три ритмические единицы, объединенные по формуле 2 + 1. Причем о соотношении этих единиц следует сказать особо: они не представляют собой какого-нибудь равномерного деления. Совсем наоборот, длительность третьей составляющей является индивидуальной для каждой интерпретации произведения, поэтому чаще в нотном изображении джазового сочинения вместо триолей можно увидеть либо две равномерные восьмые, либо пунктирный ритмический рисунок. Эта пропорциональность доли с неизменным знаменателем «3» определяется самим исполнителем. При разучивании джазовых произведений по нотам следует придерживаться правила, при котором ровные восьмые играются почти всегда только в быстрых темпах. В темпах умеренных и медленных вместо ровных восьмых играются триоли. Такой же условной и относительной является нотация пунктирного ритма. Видный отечественный джазовый теоретик О.И. Королев называет такое графическое оформление длительностей «зонной эн...

Другие файлы:

Партерная гимнастика как средство развития природных физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях ритмики
История возникновения и развития ритмики. Партерная гимнастика как раздел ритмики. Психолого-педагогические особенности младших школьников. Подбор ком...

Скрижали мага
В книге собраны наиболее эффективные и действенные методики, предназначенные для развития психических сил. Простота и доступность этих упражнений прив...

Развитие творческих способностей на уроках ритмики в ДМШ и ДШИ
Музыкальные способности, их виды. Теория развития музыкальных способностей на начальном этапе формирования ритмических навыков. Формы импровизации и у...

Практический курс джазовой импровизации
Практический курс джазовой импровизации — первый отечественный опыт обобщения трудного и редкого искусства джазовой импровизации....

Секреты ритмики в джазе, рок и поп-музыке
Впервые предложена методика освоения основ ритмики современных музыкальных жанров. Работа адресована обучающимся игре на клавишных инструментах, бессп...