Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

«Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
«Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - под таким названием с 14 марта по 4 апреля 2011 года прошли курсы повышения квалификации для учителей Ямало-Ненецкого автономного округа. Они были организованы Региональным институтом развития образования (ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО») по программе, разработанной центром «Наука и Слово» (автор О.В. Розина). Лекции и учебные занятия проводили преподаватели из Москвы – кандидат физико-математических наук А.В. Розин (МГУ им. Ломоносова), кандидат исторических наук К.Ю. Бем (МГОУ) и кандидат исторических наук О.В. Розина (МГОУ и ПАПО).Курсы, по 72 часа каждые, проходили последовательно в трех муниципальных образованиях автономного округа - городах Надым (21 человек), Новый Уренгой (42 человека) и Ноябрьск (61 человек). На занятиях присутствовали не только «местные» учителя, но и приехавшие из различных поселков края – Пандоги, Заполярного, Лонгъюганска, Ныды, Правохеттинского, Ягельного, Коротчаево, Лимбяяха, Ханымей, Пурпе, Вынгапуровский, а также городов Губкинский и Муравленко. Ямало-Ненецкий автономный округ не вошел в состав экспериментальных регионов по апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», но педагоги проявляли искренний интерес к новому предмету, обязательное введение которого предусмотрено в новых Федеральных образовательных стандартах к 2012 году. Причем этот интерес был самый разнообразный: начиная от выяснения особенностей и структуры новой предметной области, кончая содержанием различных модулей и формами работы с родителями учащихся. Учитывая специфику нового комплексного учебного курса, его культурологический и воспитательный характер, а также особенности профессиональной подготовки учителей, никогда специально не изучавших основы православной, исламской, буддистской или иудейской культуры, основное внимание было уделено ликвидации «духовной безграмотности». Невозможно говорить о методике преподавания предмета, азы которого никогда не изучались ни в педагогическом колледже, ни в педагогическом вузе. Контроль за освоением материала слушателями проходил в письменной форме: все учителя сдавали две работы. Первая – развернутый план проведения беседы (или классного часа) с родителями на тему введения нового учебного курса, вторая – более обширная – анализ модулей новой дисциплины. Все работы были проверены и оценены преподавателями, ведущими занятия, а их анализ был проведен О.В. Розиной перед окончанием курсовой подготовки.Перед началом занятий в каждой из групп (Надыме, Новом Уренгое и Ноябрьске) было проведено анонимное анкетирование. Анализ его результатов позволил сделать некоторые выводы о противоречивости позиции самих учителей. С одной стороны, все респонденты смогли ясно и четко определить свою религиозную принадлежность, причем значительно число опрошенных считают себя православными христианами, меньше количество – мусульманами, один назвал себя протестантом и один – принадлежащим к армянской апостольской церкви. Неопределенных ответов, равно как и отрицающих свою религиозную идентичность (т.е. принадлежащих к атеистам) не было ни одного. Так же никто не назвал себя буддистом или иудеем. Более того, все учителя полагают, что религия в их жизни занимает определенное место (у кого-то даже значительное), а Бог есть «несомненно», «скорее, да» или «вероятно». Все они обращаются к Всевышнему в трудных жизненных ситуациях (а многие и в ежедневных молитвах), практически все в той или иной мере пытаются вести духовную практику, участвуя в богослужениях и соблюдая пост, очень многие знакомы со Священными книгами верующих людей (Библией, Кораном – правда, часто в детском варианте). Все респонденты, в зависимости от своей религиозной принадлежности, бывали или в православном храме, или в мусульманской мечети. Никто не считает, что знания о религии в светской школе преподавать не нужно, наоборот, отмечается важность таких знаний, как с точки зрения нравственного воспитания, так и для повышения общекультурного уровня обучающихся. С другой стороны, на вопрос: «Какой из 6 модулей Вы хотели бы преподавать?» подавляющее большинство ответило – «светскую этику» или «основы мировых религий». Факт хотя и поразительный (учитывая личное неравнодушное отношение каждого учителя к религии и религиозной практике), но вполне объяснимый. Причем интересна трансформация объяснений причин такого выбора. С идеей преподавать «мировые религии» многие расстались уже после первых лекций. Познакомившись с нормативно-правовыми документами курса «ОРКиСЭ» и его особенностями, связанными, прежде всего, с воспитательным характером самого предмета, все учителя отмечали невозможность решения воспитательных задач через модуль «мировых религий», как дающий лишь общеобразовательные знания о духовных поисках человечества, но не воспитывающих патриотов и граждан нашего Отечества. На этом этапе желание преподавать «основы светской этики» объяснялось «многоконфессиональностью класса», необходимостью «сохранения межрелигиозного согласия», важностью воспитания толерантности (понимаемой как установление равенства всех религий), непониманием родителями учащихся сути конфессиональных модулей и прочими подобными причинами, внешними по отношению к личности самого учителя.После лекций по конфессиональным модулям (исламской, буддистской, иудейской и православной культуре), а также анализа школьного учебника по светской этике учителя сами сделали для себя вывод о том, что их выбор модуля для преподавания («основы светской этики») обусловлен не внешними вышеозначенными причинами, а их личной внутренней неготовностью преподавать «свой» конфессиональный модуль. То есть, за редким исключением, ни педагоги, считающие себя православными христианами, ни те, кто считает себя мусульманами, не готовы донести до детей основы той культуры, к которой сами себя относят, так они ее фактически не знают, а причисляют себя к ней «по традиции». Поэтому выбор для преподавания «основ светской этики» - это лишь попытка найти лично для себя легкий путь решения главной проблемы – необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.Это не вина нашего учительства, а его беда, когда приходится преподавать детям предмет, азы которого даже не «проходили» в вузе или колледже. С этой проблемой нам приходится сталкиваться в каждом регионе, и выход из нее только один – осознание самими учителями важности профессионального самообразования и духовного возрастания.Поэтому и на курсах, проведенных в Ямало-Ненецком автономном округе, особое внимание уделялось повышению профессиональной компетентности учителей в области религиоведения, методологии научного познания мира, методике формирования мировоззрения учащихся (лекции А.В. Розина), а также оказанию реальной помощи в познании той культурной традиции, к которой они сами себя считают принадлежащими – мусульманской (лекции К.Ю. Бема) или православной (лекции О.В. Розиной).На всех занятиях активно использовались учебно-методические разработки центра «Наука и Слово» - материалы пособия для учителей «Духовные основы русской культуры» и DVD диска прот. Владимира Янгичера, авторские презентации, а также подборки иллюстраций и музыкальных фрагментов. Большую помощь оказали материалы белорусских коллег – учителей Гродненской области (Новогрудской и Лидской епархии), преподающих «Основы православной нравственности», а также записи радиопередач Евфросинии Боголюбовой «Свет веры».Слушатели курсов участвовали в презентации нового проекта центра «Наука и Слово» - уроков-бесед прот. Владимира Янгичера по проблемам духовно-нравственного воспитания, которые проводятся автором в общеобразовательных школах Подмосковья. Эти разработки были поддержаны педагогами Ямала, как дающие наглядное представление о возможностях преподавания православной культуры и духовно-нравственного воспитания учащихся на ее основе именно в светской школе. С большим интересом прошли тематические учебные занятия по православной архитектуре и иконописи с посещением Свято-Никольского храма в Надыме и храма во имя Архистратига Михаила в Ноябрьске.В общей сложности удостоверения об окончании курсов были вручены 124 учителям Ямало-Ненецкого автономного округа, представлявших более 60 учебных заведений края. Отзывы учителей...
Другие файлы:

Методические рекомендации по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Методические рекомендации по обеспечению выбора модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Методические рекомендации о переносе преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» на ступень начального общего образования (4 класс)

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы
Учебное пособие знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным...

Основы мировых религиозных культур. 4 класс. Рабочая программа.
В.: 2014 - 29 с. В пособии представлена рабочая программа модуля "Основы мировых религиозных культур" комплексного курса...