Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января .06-11Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединенийРубеж ХХ и ХХI столетий стал для России действительно переломным этапом. Это ощутимо сказывается на деятельности практически всех социальных институтов, включая школу. Перемены затронули и школьные музеи. Еще в начале ХХ века в России и за рубежом сложилось отношение к музею как к демократическому по своему характеру и по просветительской направленности, “открытому для всех” социальному институту. Он был признан средством реформирования школы и частью единой системы внешкольного образования. Эта идея получает еще большое распространение в 1960-е годы и в последующие десятилетия, когда происходит окончательный отказ от приоритета задач хранения и изучения коллекций в пользу признания необходимости повернуться лицом к человеку, вступить с ним в диалог, служить интересам общества. Современный музей образовательного учреждения (школьный музей) является уникальной точкой преломления культуры и образования. Перспективы его развития обусловлены развитием краеведения и туристско-краеведческой деятельности учащихся. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно если оно осуществляется на базе школьного музея, – позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколенияШкольный музей обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями. Школьный музей служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагоги школы, совет содействия и пр.), являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает его от многих других музеев, включая государственные и ведомственные, которые создаются одной группой лиц (специалисты-музеологи) для другой (аудитория). Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием. Подобная связь существует между школой и музеями других типов, но не является столь тесной и интенсивной.Школьный музей более, чем какой-либо другой, включен в жизнь местного сообщества, а «качество жизни» его самого непосредственным образом связано с отношением к нему со стороны местной администрации (включая учебный округ района и методический центр руководства работой музея), а также - близлежащих предприятий и учреждений, местных средств массовой информации и, наконец, жителей района (в том числе и прежде всего проживающих на данной территории родителей учащихся). Отмеченные позиции со всей определенностью указывают на то, что школьный музей как открытая система имеет трехуровневое строение. Первый уровень - это собственно музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе; второй уровень - интеграция музея в учебно-воспитательный процесс; третий уровень - связь музея с местным сообществом.Успешность функционирования этой трехуровневой системы зависит от целого ряда внешних по отношению к ней факторов, из которых наиболее существенными на сегодняшний день является профессионализм тех, кто причастен к работе школьного музея. Музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе1.1. Специфика школьного музеяВ сочетании школьный музей ключевым является слово музей. Как и любой другой, он обладает рядом характеристик и функций, присущих этому социальному институту. К традиционным его функциям относятся: комплектование, изучение, учет, хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Школьный музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов, а также экспозиционно-выставочным пространством, на базе которых он главным образом и осуществляет свою деятельность.В сознании детей традиционный музей устойчиво ассоциируется с прошлым. Здесь можно «ощутить» его, «окунуться в его атмосферу», «перенестись в него» из настоящего. А потому отличительной чертой (и преимуществом) музея большинство учащихся считают возможность увидеть: «старинные», «давние», «древние», «исторические» («доисторические»), а также «редкие» или «дорогие» экспонаты («предметы», «вещи», «памятники», «ценности», «достопримечательности»). Это картины (наиболее часто называемый экспонат), скульптура, драгоценности, книги и многое другое. Отмеченную особенность многие переносят и на школьный музей. Поэтому, отвечая на вопрос “Представьте, что Вы создаете музей в школе. Придумайте для него название и напишите, каким он будет”, предлагают такие названия: «Музей истории древнего мира», «Про начало жизни на земле», «От первобытной истории до наших дней», «Древняя Русь», «Старинные изделия», «Палеонтологический музей № 2». Поскольку понятие музей часто ассоциируется с «художественный», появляется в этом списке «Музей картин», «Картинная галерея». Однако подобных ответов немного. Рассуждая о школьном музее, дети чаще всего расстаются со стереотипами и желанием, чтобы музей в школе походил на «настоящий». Их предложения подтверждают, что в школьном музее видится отражение не жизни далеких предков (что подразумевает ориентация на глубокую «древность» и «старину»), а прежде всего своей собственной.На рубеже ХIХ и ХХ веков существовало понятие местного музея, который отражал все аспекты жизни местного сообщества - природное окружение, историю, обычаи и традиции, уклад жизни, местные достопримечательности и знаменитости. Таким предстает в сознании детей и школьный музей, который тоже получает местное значение. В числе тем и названий первое место занимают: «Музей истории школы» (варианты: «Школьник», «Про школу», «Музей школьной жизни», «Моя школа», «От школы до института» и пр.). Нередко учащиеся предлагают выйти за пределы школьного здания. Впрочем, они не советуют отходить от него далеко и «проектируют» музеи: «Родной край: история, природа, достопримечательности», «Судьба моего района», «Наш округ».Но большинство предложений отражают все же мир детских увлечений и интересов: «Старинные куклы», «Мир загадок», «Школьный музей познания литературы», «Воин», «Спорт», а также – «Музей наших находок», «Музей моих экспонатов», «Мастерство детей», «Музей детских поделок», «Про мои истории и все, что с ними связано». Отвечая на прямо поставленный вопрос «Чем, по Вашему мнению, музей в школе должен отличаться от других музеев?», школьники также выделяют две его особенности. Это адресность («Он должен быть адресован детям и быть интересен для них») и прямое участие детей в его создании («Часть экспонатов для него создается руками детей»). Точно те же две позиции выделили в качестве ведущих при ответе на этот вопрос педагоги. В итоге опрос подтвердил, что основные «потребители» считают главной чертой специфики школьного музея как «музей для детей и руками детей». Последнее (руками детей), трактуется широко и подразумевает участие школьников во всех видах деятельности музея. Однако не следует игнорировать и стремлен...