Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Методические рекомендации к циклу литературных бесед «Эхо войны и память сердца»

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
60-летию Победы посвящается…«Эхо войны и память сердца»Лейтенантская проза писателей фронтового поколенияЦикл литературных беседЧелябинск, 2005ББК 83.3(2Рос=Рус)6Э 95«Эхо войны и память сердца»: Лейтенантская проза писателей фронтового поколения. Цикл литературных бесед /Сост. И.Е. Иноземцева, ГУК ЧОЮБ. – Челябинск, 2005. – 30 с.Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом ГУК ЧОЮБ©ГУК «Челябинская областная юношеская библиотека»На рубеже 50-х60-х годов XX века образовалось целое художественное течение, которое стали называть «лейтенантской прозой». Одна за другой вышли повести Юрия Бондарева «Батальоны просят огня», «Последние залпы», Григория Бакланова «Южнее главного удара» и «Пядь земли», Василя Быкова «Журавлиный крик», «Третья ракета», Константина Воробьева «Крик», «Убиты под Москвой» и др.Эти произведения вызвали большой резонанс, споры: и резкое неприятие, и восторженное одобрение.«Лейтенантская проза» продолжала традиции романа Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Писатели фронтового поколения так определили роль этого произведения в их творческой судьбе: «Все мы вышли из некрасовских окопов».Они писали о том, что выстрадали сами. Любимый жанр этих авторов – повесть, часто написанная от первого лица, пропитанная воспоминаниями фронтовой юности.Методические рекомендации к циклу литературных бесед «Эхо войны и память сердца» знакомят с творчеством Г. Бакланова, В. Богомолова, Ю. Бондарева, В. Быкова, К. Воробьева. Рассказ о каждом писателе завершается списком литературы о его жизни и творчестве, изданной за последние два года.Надеемся, что материалы будут полезны библиотекарям, педагогам и старшеклассникам в работе к 60-летию Победы.Григорий Яковлевич Бакланов Григорий Бакланов – один из тех, с кого начинается «лейтенантская» проза. Офицер- фронтовик, он создал произведения, занявшие видное место в русской литературе второй половины XX столетия.Григорий Бакланов (Фридман) родился в Воронеже 11 сентября 1923 года. Там же прошли его детские и юношеские годы. Мальчик рано потерял родителей и вместе со старшим братом воспитывался в семье дяди. В 1940 году Григорий Бакланов поступил в авиационный техникум. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Чтобы попасть на фронт, юноше пришлось экстерном сдавать выпускные экзамены. Уйдя в армию добровольцем осенью 1941 года, он стал самым молодым солдатом в полку. Вскоре с Северо-Западного фронта его направили в артиллерийское училище, оттуда он вернулся уже офицером.Из воспоминаний Бакланова: «В октябре 1943 года, когда мы брали Запорожье, меня тяжело ранило, шесть месяцев в госпиталях, несколько операций, в итоге признан ограниченно- годным, инвалидом третьей группы, но в свой полк, в свой взвод я вернулся». Потом были тяжелейшие бои в Молдавии, Румынии, Венгрии и Австрии.Бакланов знает передний край войны самым основательным образом: товарищей хоронил, был ранен и контужен, недоедал, недосыпал, мерз, тащил по непролазной весенней и осенней грязи пушки на руках, а сколько перекопал в жару и мороз твердой, как камень, земли, сколько прошагал, прополз, сколько водных преград форсировал.Григория Бакланова можно назвать счастливчиком. Из его поколения вообще уцелели немногие, а из двадцати одноклассников в живых остались всего трое. И то потому, что двое других не воевали. А он, единственный из побывавших на войне, выжил.Все пережитое в Великую Отечественную Г. Бакланов отразил позднее в своих произведениях.Известность принесла ему книга «Пядь земли» (1957), написанная от лица лейтенанта, защищавшего плацдарм на берегу Днепра. Не меньшим успехом пользовались повесть «Мертвые сраму не имут» (1961), роман «Июль 41 года» о страшных днях начала войны.Ну и конечно, повесть «Навеки – девятнадцатилетние» (1979). Из воспоминаний писателя: «Навеки – девятнадцатилетние» я писал, когда мне уже было за пятьдесят. И герой этой повести…нынче годится мне уже не в сыновья даже, а почти во внуки. Я думаю об этих юношах – святых, честных самоотверженно исполнивших свой долг, - с отеческим чувством думаю о них, мне больно, что так рано оборвались их жизни… не по возрасту тяжкая и страшная ответственность легла на их плечи».Повесть «Навеки – девятнадцатилетние» - это рассказ о молодых лейтенантах на войне. Им приходилось отвечать и за себя, и за других без каких-либо скидок на возраст. Попавшие на фронт со школьной скамьи, они, как сказал однажды Александр Твардовский, «выше лейтенантов не поднимались и дальше командиров полка не ходили» и «видели пот и кровь войны на своей гимнастерке». Ведь это они, девятнадцатилетние взводные, первыми поднимались в атаку, воодушевляя солдат, подменяли убитых пулеметчиков, организовывали круговую оборону.Хорошо сказано об этом чувстве лейтенантской ответственности в повести Бакланова: «Все они вместе и по отдельности каждый отвечали и за страну, и за войну, и за все, что есть на свете и после них будет. Но за то, чтобы привести батарею к сроку, отвечал он один».Сюжет повести включает в себя год жизни героя – девятнадцатилетнего лейтенанта Третьякова. Мужества лейтенанту не занимать. Выполняя приказ командира батареи, Третьяков ночью вел орудия к фронту и неожиданно натолкнул...
Другие файлы:

Избранные лекции по психиатрии для врачей-кардиологов
Книга была создана для людей, стремящихся понять взаимосвязь сердца – тела и сердца –- души, записана в форме свободных бесед. Это не только память об...

Несколько ударов сердца. Марина Цветаева. Николай Гронский. Письма 1928 - 1933 годов
Описание: Название этой книге дала строчка из статьи М.Цветаевой "Поэт-альпинист", посвященной памяти Н.Гронского. Когда после смерти своего молодого...

Беседы о том, кто, где живет. Методические рекомендации
В пособии представлены конспекты занятий-бесед, посвященных различным жилищам. В доступной и интересной форме описываются жилища насекомых, птиц, живо...

Методические рекомендации для преподавателей Методические рекомендации к построению лекционной части курса Методические рекомендации к проведению семинарских занятий

Методические рекомендации к изучению раздела "Человек. 8 класс"
Информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии. Разработка уроков на темы: "Транспортные системы организма", "Строение и работа сердца",...