Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

«Человек и общество»

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Московский государственный университет им. М.В. ЛомоносоваКафедра философииРеферат на тему «Человек и общество»Конспект книгиЛ.Н. Гумилева«География этноса в исторический период»Студентки 214 группы д/о Солод ИриныПреподаватель: Радул Д.Н.Москва 2004 гЭтнос, явление географическое. Под влиянием различных рельефов и множества других географических факторов, на земле сформировалось 6 рас. Все они различаются между собой только внешне, на умственные способности принадлежность к той или иной расе не влияет. Различна же культура, религия, быт. Истинной религией в Европе считался католицизм, в Византии и на Руси — православие, на Ближнем Востоке — ислам и т. д. А в остальном считалось, что люди делятся по известным социальным градациям. И поэтому тюркских эмиров крестоносцы считали баронами и графами, только турецкими, а тюрки считали крестоносцев эмирами или беками, только неверными, т. е. французскими. Если же этим эмирам приходилось знакомиться с произведениями такого философа, как Платон, то они считали, что Платон — это просто маг. У них ведь были свои маги. Все получалось очень хорошо: такое «профессиональное» (тоже социальное!) дополнительное деление-, очевидно, их устраивало. И даже больше. Когда испанцы попали в Америку и столкнулись там с высокоорганизованными в социальном отношении государствами ацтеков, инков и муисков, то они всех вождей индейских племен зачисляли в идальго, давали им титул «дон», если те были крещены, освобождали от налогов, обязали служить шпагой ;и посылали в Саламанку учиться. И хотя инки и ацтеки, понятно, не становились испанцами, испанцы закрывали на это глаза. Они женились на индейских красавицах, породили огромное количество метисов и считали, что испанский язык, католическая вера, единая культура, единая социальная общность обеспечивали единство империи. Какой там Анагуак — это Новая. Испания, Чибча — Новая Гренада и т. д. Но заплатили они за это умозрительное заблуждение в начале XIX в. такой резней, по сравнению с которой все наполеоновские войны меркнут. Причина была в том, что на место естественных процессов и явлений, которые следует изучать, - испанцы поставили свои собственные несовершенные представления, которые были, с их точки зрения, логичны, но которые никак, не отвечали действительности.Итак, -распространенное мнение, будто этносы сводятся только к тем или иным социальным явлениям, мы считаем гипотезой недоказанной, хотя к этой гипотезе мы будем еще возвращаться неоднократно. Дело в том, что социальные явления при постановке нашей проблемы изучать мы обязаны, ибо, изучая наш предмет, мы только иx и видим. Но это не значит, что, они исчерпывают проблему.Поясню свою мысль. Вот, например, электрическое освещение. Феномен, казалось бы, социально-технический: и проводку сделали на каком-то заводе, и монтер — член профсоюза ее провел, и обслуживает она, скажем, работников университета. И это все важно учесть, рассматривая этот феномен. Никакого света здесь не было бы, если бы не имело места физическое явление — электрический ток. Электричество же мы никаким образом не можем отнести к явлениям социальным. Это сочетание природного явления с теми социально обусловленными, искусственно созданными условиями, при которых мы природное явление можем констатировать, изучать и использовать. Так же и с этносами.CУБЭТНОСЫ. Структура — вторая особенность этносавсегда более или менее сложна, но именно сложность обеспечивает этносу устойчивость, благодаря чему он имеет возможность пережить века смятений, смут и мирного увядания. Принцип этнической структуры можно назвать иерархической соподчиненностъю субэтнических групп, понимая под последним таксономические единицы, находящиеся внутри этноса (как зримого целого) и не нарушающие его единства.На первый взгляд, сформулированный нами тезис противоречит нашему же положению о существовании этноса как элементарной целостности, но вспомним, что даже молекула вещества состоит из атомов, а атом — из протонов, электронов, нейтронов п т. п. частиц, что не снимает утверждения о целостности на том или ином уровне:молекулярном или атомном или даже субатомном. Все Дело в характере структурных связей. Поясним это на примере.Карел из Тверской губернии в своей деревне называет себя карелом, а приехав учиться в Москву — русским, потому что в деревне противопоставление карелов русским имеет значение, а в городе не имеет, так как различия в быте и культуре столь ничтожны, что скрадываются. Но если это не карел, а татарин, то он будет называть себя татарином, ибо былое религиозное различие углубило этнографическое несходство с русскими. Чтобы искренне объявить себя русским, татарин должен попасть в Западную Европу или Китай, а в Новой Гвинее он будет восприниматься как европеец не из племени англичан или голландцев, т. е. тех, кого там знают. Этот пример очень важен для этнической диагностики тем самым для демографической статистики и этнографических карт. Ведь при составлении последних обязательно нужно условиться о порядке и степени приближения, иначе будет невозможно отличить субэтносы, существующие как элементы структуры этноса, от действующих этносов.Теперь остановимся на соподчиненности этносов. Например, французы (рис. 1) — яркий пример монолитного этноса — включают в себя бретонских кельтов, гасконцев баскского происхождения, лотарингцев — потомков аллеманнов и провансальцев — самостоятельный народ романской группы. В IX в., когда впервые было документально зафиксировано этническое название «французы», все перечисленные народы, а также другие — бургуиды, норманны, аквитанцы, савояры — еще не составляли единого эт-носа и только после тысячелетнего процесса этногенеза образовали этнос, который мы называем французской нацией. Процесс .слияния не вызвал, однако, нивелировки этнографических черт. Они сохранились как местные провинциальные особенности, не нарушающие этнической целостности французов.Но во Франции мы наблюдаем результаты этнической :интегра-ции, потому что ход событий эпохи Реформации привел к тому, что французы-гугеноты — продукт дифференциации — вынуждены были в XVII в. покинуть Францию. Спасая жизнь, они -потеряли этническую принадлежность и стали немецкими дворянами.Этнос в историческом развитии динамичен и, следовательно, как любой долгоидущий природный процесс выбирает посильные решения, чтобы поддерживать свое существование. Прочие отсекаются отбором и затухают.Все живые системы сопротивляются уничтожению, т. е. они ан-гиэнтропийны и приспосабливаются к внешним условиям, насколько это возможно. А коль скоро некоторая сложность структуры повышает сопротивляемость этноса внешним ударам, то неудивительно, что там, где этнос при рождении не был столь мозаичен, как например в Великороссии XIV—XV вв., он стал сам 6 выделять субэтнические образования, иногда маскировавшиеся под сословия, а не под классы.В ходе истории эти субэтнические группы растворялись в основной массе этноса, но в то же время выделялись новые.Назначение этих субэтнических образований — поддерживать "этническое единство путем внутреннего неантагонистического соперничества. Очевидно, эта сложно...
Другие файлы:

Человек - личность - общество
Общее понятие, концепция сущности человека. Человек как биопсихосоциальное существо. Фрейдовская схема структуры психики человека. Человек и среда его...

ЕГЭ. Практикум по обществознанию: Человек и общество: подготовка к выполнению заданий ЕГЭ
Описание: Пособие для подготовки к ЕГЭ содержит типовые экзаменационные задания, комментарии к ним и рекомендации по темам "Общество", "Человек", "Поз...

Организационно–методические основы диагностики результатов освоения младшими школьниками содержательной линии "Человек и общество"
Цели, задачи, основные функции и содержание линии "Человек и общество" в начальной школе, планируемые результаты ее освоения, современные подходы к ди...

Методические рекомендации по курсу "Человек и общество". В 2 частях. 10 и 11 классы.
М.: 2003.; Ч.1 - 160с.; Ч.2 - 192с. Пособие впервые дает учителю методические рекомендации по всем разделам, темам и урокам обществоведческого...

Человек, общество и государство в политическом учении Августина Блаженного
В монографии рассмотрены основные элементы политической теории Августина: человек, общество, государство. Книга предназначена для историков, политолог...