Поселенческо-жилищный комплекс мордвы в произведениях народнопоэтического творчества Изображение мордовского народного костюма важного компонента материальной культуры этноса в фольклоре
СодержаниеВведение...31. Хозяйственные занятия в произведениях устно-поэтического творчества мордовского народа...251.1. Сельскохозяйственные занятия мордовского народа и их отображение в фольклоре...251.2. Древнейшие отрасли хозяйства (пчеловодство, охота, рыболовство)в мордовском народнопоэтическом творчестве...561.3. Освещение промысловых и ремесленных занятий в устном творчестве мордовского народа...742. Структура и функции вещественных элементов культуры в мордовском фольклоре...932.1. Поселенческо-жилищный комплекс мордвы в произведениях народнопоэтического творчества...932.2. Изображение мордовского народного костюма - важного компонента материальной культуры этноса в фольклоре...1182.3. Отражение традиционной модели питания мордвы в устно-поэтическом творчестве...153Заключение...180Список использованных источников и литературы...184Приложение 1 ...204Приложение 2 ...205Список сокращений...206ВВЕДЕНИЕМатериальной культуре принадлежит первостепенная роль в функционировании этносов, что делает ее изучение весьма актуальным. В первую очередь это касается тех материальных компонентов, которые имеют традиционный, массовый характер, проявляясь в повседневном быту. Таковыми являются традиционные виды хозяйственных занятий, поселений и жилища, одежды и пищи. Несмотря на неизбежные эволюционные преобразования, они до сих пор сохраняют этническую специфику и элементы, которые вырабатывались в течение длительного времени и тесно связаны с особенностями природно-географической среды и социально-историческими условиями жизни народа. В силу этого вещественные элементы культуры являются своеобразными этническими маркерами, с помощью которых можно получить представление не только об истории народа, но и механизме функционирования культуры этноса в современных условиях.Проблема изучения народной культуры и, в частности, ее материальной сферы является традиционной для мордовской этнографии. Но до настоящего времени не было работ, в которых материальные компоненты исследовались бы на основе данных, содержащихся в устно-поэтическом творчестве мордвы.Актуальность темы. Привлечение фольклорных материалов для изучения жизнедеятельности этноса бесспорно является актуальным, так как в них отразились многовековая история, хозяйство и культура, общественный и семейный быт народа, его взаимосвязи с другими этносами, религиозные верования и народные знания. В силу этого они являются одним из наиболее часто привлекаемых видов источников в этнографической науке. О важности этого вида источников говорит тот факт, что в 1970-е гг. в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде) было проведено несколько научныхконференций, целью которых была выработка единой методики использования фольклора как историко-этнографического источника. Их результатом явилось опубликование серии сборников статей, объединенных тематикой «Фольклор и этнография» [Фольклор и этнография, 1970; Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор, 1974; Фольклор и этнография: Связи фольклора с древними представлениями и обрядами, 1977]. Проблемы использования данных фольклора для решения тех или иных историко-этнографических вопросов, а также формы и способы использования фольклорных данных рассматривались учеными и в дальнейшем [Фольклор и история этнографии, 1983; Фольклор. Проблемы историзма, 1988; Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры, 1990].Особенно актуально привлечение фольклора как источника для изучения истории и культуры народов, не имевших в прошлом письменности. Недаром произведения устно поэтического творчества широко используются при изучении народов Европейского Севера России, Сибири, Дальнего Востока, а также народов Поволжья [Мифологические сказки и исторические предания энцев, 1961; Эргис Г. У., 1974; Василевич Г. М., 1966; Пименов В. В., 1965; Кузеев Р. Г., 1968; 1974].Актуальным является использование фольклорных источников и при изучении жизнедеятельности мордовского народа, так как до 1920-х годов функционирование мордовской письменности было ограничено небольшими масштабами: словарями, переводами христианских текстов, публикациями произведений устно-поэтического творчества, а также незначительным количеством учебной литературы. Поэтому мордовский фольклор является тем фундаментом, на основе которого можно восстановить особенности быта и культуры народа, в том числе и ее материальной сферы.На протяжении XX в. материальная культура мордвы утрачивала свою традиционность, в связи с быстрым развитием индустриализациистраны. Вследствие этого широкое распространение получили так называемые «городские» виды материальной культуры. Постоянно растущее внедрение в повседневный быт предметов промышленно-индустриального слоя, лишенных этнической специфики, позволили совершенно справедливо высказать в научной литературе мысль о более активном стирании этнического своеобразия в материальной сфере. Поэтому необходимо изучать и оставить в памяти последующих поколений сохранившиеся, а также уже вытесненные из быта традиционные компоненты материальной культуры, сведения о которых сохраняются и в народнопоэтическом творчестве мордвы.Изучение фольклорных источников позволяет реконструировать архаичные формы вещественного быта мордвы, а также проследить тенденции развития отдельных материальных компонентов и их взаимодействие в процессе исторического развития. В фольклоре часто изображаются занятия мордвы, подробно описываются орудия труда земледельцев, ремесленников, приспособления для ловли зверей и рыбы, способы и навыки, применяемые при обработки земли, выпасе скота и т.п.. Значительное внимание в мордовских песнях, сказках, мифах уделяется изображению жилых и хозяйственных построек, их внешнему виду и внутреннему устройству и убранству. Во многих произведениях устно-поэтического творчества часто упоминается о праздничной и повседневной традиционной одежде, изображается процесс ее изготовления и украшения.Степень научной разработанности темы. Изучение традиционной культуры мордвы изначально было комплексным. Уже первые исследователи, к которым можно отнести участников экспедиций, организованных Российской академией наук во второй половине XVIII века (И. Г. Георги, И. И. Лепехина, П. С. Палласа), при описании культуры и быта мордовского народа проявляли интерес к его устно-поэтическому творчеству, хотя из-за недостаточного знания мордовских языков, основноесвое внимание они все-таки обращали на этнографические материалы: описание поселений, жилищ, народного костюма и обрядовых действий.Первую серьезную попытку изучения быта и дохристианских верований мордвы на материале устного народного творчества предпринял П, И. Мельников-Печерский в монографической работе «Очерки мордвы» (1867). В своем исследовании он использовал мифологические и исторические фольклорные произведения, тексты молитв (ознома), заговоров (озлома) и песнопений (пазморо). Занимался он и изучением свадебных обрядов, которые наблюдал у мордовского населения ряда уездов Нижегородской губернии. В своих статьях «Эрзянская свадьба» (1851) и «Мокшанская свадьба» (1851) он дает подробное описание свадьбы двух основных групп мордвы, приводя при этом и тексты эрзянских свадебных песен, причитаний и молитв, в основном на русском языке. Это вызвано тем, что эрзянскую свадьбу П. И. Мельников воссоздает по своим наблюдениям, сделанным в с...