Адаптация леворуких детей к систематическому школьному обучению
Департамент образования города МосквыПедагогического колледжа №1 им. К.Д. УшинскогоКурсовая работаТема: Адаптация леворуких детей к систематическому школьному обучениюАвтор:Егорина Алина Геннадьевна, студентка IV курса, группы 41 «У», специальность 0312 Научный руководитель:Дунаева Ольга Геннадьевна,преподаватель педагогики и психологии, 14 разрядМосква 2005Содержание Введение……………………………………………………….…………………...3 Глава 1. Теоретические основы работы учителя начальных классов с леворукими детьми……….……………………………………………………………5§ 1. Психофизиологические особенности леворуких детей………………………………………………………………………………....5§ 2. Основные проблемы, связанные с леворукостью младших школьников………………………………………………………………………..14Глава 2. Выявление ведущей руки ребёнка и исследование проблем адаптации к школе. Рекомендации педагогу и родителям……………………………………………………………....25Заключение……………………………………………………………………….33Понятийный аппарат…………………………………………………………………….34Список литературы………………………………………………………………………36Приложения…………………………………………………………………………37ВведениеТемой нашего исследования является «Проблема адаптации леворуких детей младшего школьного возраста к систематическому школьному обучению» - и это не случайно. Эта тема интересна для меня, т.к. в моей семье преобладает леворукость и сама я являюсь леворукой, поэтому на протяжении обучения я частично знакомилась с различной литературой по этому вопросу, выступала с сообщением и готовила реферат. Именно эта подготовительная работа легла в основу нашей курсовой работы. Леворукий ребёнок. Некоторые родители, которые были воспитаны «старой школой», воспринимают это как страшный диагноз. Однако всё чаще мы называем леворуких детей проблемными. Нам с ними трудно, но главное – им очень трудно с нами, непонимающими взрослыми.Специальные исследования (Э.М. Александровская, 1987) показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации, им еще труднее, чем остальным, потому что для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кроме того, высокий уровень тревожности сочетается у леворуких детей с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, такими чертами, как ответственность, добросовестность, а также хорошим пониманием социальных нормативов.Леворукие дети наиболее часто страдают от желания взрослых «переделать» природу – заставить леворукого «быть как все» – праворуким. Стремление родителей и педагогов «не ждать милостей от природы» всегда обречено на неудачу, но, к сожалению, число желающих сделать ребёнка таким, «как я хочу», не становится меньше. Это происходит из-за стойкого неприятия леворуких детей: из-за того, что их часто считают «неспособными» к обучению.Очень долгое время первоклассников-левшей переучивали. И впервые отказ от переучивания леворуких детей был обоснован украинскими психиатрами. Инициатором борьбы за права левшей был А.П. Чуприков (заведующий кафедрой детской, социальной и судебной психиатрии в Киеве). В начале 80-х годов в газете «Правда» появилась его статья под названием «Если вы левша». В ней впервые публично было сказано, что насильственное переучивание леворуких детей наносит многим из них психологическую травму. На протяжении долгих лет проводились научные симпозиумы, учителям читали лекции в защиту леворуких детей. И лишь в 1985 году учителя школ постепенно отказались от переучивания левшей на правую руку.Данная курсовая работа направлена на то, чтобы выявить ведущую руку у детей и предложить некоторые методы помощи по адаптации леворуких детей в школе.Методологический аппарат исследования.Тема: Проблема адаптации леворуких детей младшего школьного возраста к систематическому школьному обучению.Область исследования: психология и педагогикаОбъект исследования: леворукость детей.Предмет исследования: адаптация леворуких детей младшего школьного возраста к школе.Проблема исследования: проблема между созданными условиями в обществе в основном для праворуких и существующими на практике леворукими людьми, которым эти условия затрудняют адаптироваться в «праворуком» обществе.Гипотеза: во-первых, предполагаем, что у леворуких детей есть проблемы с адаптацией к школе; во-вторых, предполагаем, что есть эффективные методы помощи в адаптации леворуким детям.Цель: рассмотреть вопрос о причинах возникновения леворукости у детей и влияния её на адаптацию ребёнка.Задачи:Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме. Определить особенности леворукости у младших школьников. Определить, какие есть проблемы адаптации леворуких детей к школе.Организовать и провести практическую часть работы.Обобщить полученные данные и представить их в виде методических рекомендаций учителям, родителям.Методы иссле...