Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологическая поддержка личности первоклассника на этапе адаптации к школьному обучению

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Особенности адаптации первоклассников к систематическому школьному обучению. Интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная, социальная компоненты готовности ребенка к школьному обучению; содержание и значение психологической поддержки дошкольника.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МБОУ СОШ

РЕФЕРАТ

Психологическая поддержка личности первоклассника на этапе адаптации к школьному обучению

Выполнила: педагог-психолог

Синичкина Оксана Алексеевна

п. Ванино, Хабаровский край

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Переход к школьному обучению - этапное событие в жизни человека

1.1 Особенности адаптации первоклассников к систематическому школьному обучению

1.2 Важность психологической поддержки в период адаптации первоклассников к школьному обучению

Глава 2. Психологическая поддержка личности первоклассника на этапе адаптации к школьному обучению

2.1 Содержание деятельности психологической поддержки первоклассников в период адаптации к школе

Заключение

Библиография

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Образовательная ситуация России XXI века характеризуется приоритетом ценностей развития личности, сохранения и поддержания психологического комфорта субъектов образования, развитию адаптивности и психологической конструктивности ребенка как субъекта учебной деятельности. В этом контексте исключительное значение приобретает адаптация первоклассника к школьному обучению.

Младший школьный возраст -- сензитивный период формирования субъектной позиции в учебной деятельности, именно на этом уровне закладываются индивидуальный стиль взаимодействия «ребенок -- образование», индивидуальная траектория развития личности в образовании. Сегодня школа предъявляет особые требования к развитию адаптивных способностей развивающейся личности, умению использовать собственные ресурсы и возможности взаимодействия с другими для достижения успеха в будущей жизнедеятельности.

Актуальность проблемы школьной адаптации первоклассников, по мнению М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, Н.И. Гуткиной, Р.В. Овчаровой и многих других авторов, является одной из главных проблем современной практической психологии, так как успех в школе во многом зависит от того, как ребёнок адаптировался к новым социальным условиям, что особенно важно в связи с началом обучения их с 6,5-7-летнего возраста.

Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. /18/

У первоклассников изменилось социальное окружение (новый состав класса, учитель) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования).

Ситуация новизны является для первоклассника в определённой степени тревожной. Ребёнок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряжённости, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребёнок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстаёт в учёбе, быстро утомляется, и просто не хочет идти в школу.

Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению, индивидуализировать и дифференцировать обучение.

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации идёт. Вопрос только в том, сколько времени уйдёт у ребёнка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.

Таким образом, одним из главных механизмов, обеспечивающих оптимальную адаптацию первоклассника к учебной деятельности, становится психологическая поддержка.

Современные психологи акцентировали внимание на необходимости психологической поддержки развития личности (М.Р. Битянова, Н.Н. Михайлова, Г.А. Дорофеева, В.С. Мухина), подчёркивали её значимость на начальных этапах обучения для последующего развития личности в образовательной среде (Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, М.М. Безруких, Н.Г. Лусканова, А.Л. Венгер)

Значимость и актуальность психологической поддержки сегодня возрастает и потому, что современная ситуация развития младшего школьника изобилует факторами дезадаптирующего характера: нестабильность семейных отношений, педагогическая запущенность, проблемы физиологического и психологического развития детей.

В связи с этим необходима разработка психологической поддержки развития личности в образовании, структурирование её содержательных аспектов, адекватных требованиям современной ситуации. Всё это позволяет сформулировать проблему исследования: содержание, методы, средства психологической поддержки личности первоклассника на этапе адаптации к школе.

Глава 1. Переход к школьному обучению - этапное событие в жизни человека

1.1 Особенности адаптации первоклассников к систематическому школьному обучению

Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

Основными особенностями систематического школьного обучения является, во-первых, с поступлением в школу ребёнок начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность - учебную деятельность; во-вторых, школьное обучение требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено всё поведение учеников во время его пребывания в школе. /3/

Поступление в школу и начальный период обучения - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребёнка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия, появляются новые, не всегда привлекательные обязанности. Они требуют от ребёнка напряжённого умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Организм приспосабливается, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Отечественные психологи (А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, Р.В. Овчарова) отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. Во-первых, у ребёнка происходит смена ведущей деятельности: от игровой к учебной. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая является свободной, а учебная построена на основе произвольных усилий первоклассника. Во-вторых, изменяется социальный статус - появляется новая социальная роль «ученик», появляются новые и сложные обязанности: приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках, дисциплинированным, выполнять уроки. Впервые в своей жизни ребёнок становится членом общества со своими обязанностями и общественным долгом. Изменение внешней позиции влечёт за собой изменения самосознания личности первоклассника, происходит переоценка ценностей. То, что имеет отношение к учёбе, становится более ценным. В-третьих, важным фактором адаптации к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к ребёнку, от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников зависит успешность адаптации. С поступлением в школу у ребёнка начинается перестройка всех познавательных процессов. Общими характеристиками, которых является произвольность, продуктивность и устойчивость. /4,7,13/

Адаптация современных первоклассников к новой социальной ситуации развития, возникающей в связи с поступлением в школу, подчинена, с одной стороны, общим закономерностям адаптационных процессов, а с другой - имеет ряд индивидуальных, специфических особенностей. Одним из важных показателей этих особенностей является психологическая готовность к школьному обучению. Именно психологическая готовность определяет успешность процесса адаптации, как сложится индивидуальная история школьной жизни ребёнка.

Психологическая готовность отечественными представителями психологии (Д.Б. Эльконин, Я.Л. Коломинский, В.С. Мухина, Е.А. Панько, В.С. Мухина, Р.В. Овчарова, А.Л. Венгер, Л.И. Божович), рассматривается как комплексная характеристика ребёнка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в школьную жизнь и для формирования учебной деятельности. /11,13,23/

Основными компонентами психологической готовности к школьному обучению являются:

Интеллектуальная готовность (Л.И. Божович, Л.А. Венгер) включает: запас знаний и представлений об окружающем, достаточный уровень познавательных интересов, определённый уровень развития психических процессов - памяти, внимания, восприятия, сформированность мыслительных навыков, умение ориентироваться и осмыслять полученные сведения из окружающего мира.

Эмоционально-волевая готовность предполагает произвольность поведения. У ребёнка должны быть сформированы волевые качества: самоконтроль, настойчивость, самостоятельность, организованность. Почти все авторы (Л.С. Выготский, Л.Л. Люблинская, М.В. Матюхина и др) уделяют произвольности особое внимание. Д.Б. Эльконин выделил проявления произвольного поведения как необходимые предпосылки учебной деятельности, обозначив: умение сознательно подчинять свои действия правилу, умение ориентироваться на заданную систему требований, умение слушать говорящего. (6)

Не менее в...

Другие файлы:

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению. Психологи...

Психологическая готовность к школьному обучению
Вопросы формирования личности. Стороны готовности к школе. Общее физическое состояние. Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Личностная и...

Психологическая готовность к школьному обучению
Поступление в школу как ответственный шаг, влияющий на дальнейшую жизнь и здоровье ребенка. Задачи и цели подготовки дошкольников к младшему школьному...

Адаптация первоклассника к школе
Процесс школьной адаптации первоклассника. Показатели неблагополучного протекания адаптационного периода в школе. Проявление вербализма у ребенка с за...

Феномен психологической готовности к школьному обучению
Понятие готовности к школьному обучению. Аспекты школьной зрелости. Критерии определения готовности ребенка к обучению в школе. Мотивационная, личност...