Психологическая готовность к школьному обучению
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Основные данные о работе
Версия шаблона |
2.1 |
|
Филиал |
Нижегородский |
|
Вид работы |
Курсовая работа |
|
Название дисциплины |
Возрастная психология |
|
Тема |
Психологическая готовность к школьному обучению |
|
Фамилия студента |
Короткова |
|
Имя студента |
Татьяна |
|
Отчество студента |
Андреевна |
|
№ контракта |
09207110709169 |
Содержание
- Введение
- Основная часть
- 1. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе
- 2. Психологическая неготовность к школе и ее диагностика
- Заключение
- Глоссарий
- Список использованных источников
- Введение
- Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста. Младший школьный возраст -- очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
- Школьная жизнь принципиально отличается от той, которой жил старший дошкольник до поступления в школу. В современной литературе неправомерно сужают проблему готовности к школе, сводя ее, в основном, к возможности освоения учебной деятельности.
- Переход от дошкольного детства к младшему школьному возрасту -- это переломный момент в жизни любого ребенка, так как за дверями школы располагается незнакомый и очень специфичный мир со своими законами и принципами, которые он должен быстро усвоить и к ним адаптироваться.
- Поступление в школу рассматривается как очень ответственный шаг, влияющий на дальнейшую жизнь и здоровье в такой же степени, как поступление в вуз или создание семьи.
- Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность -- учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.
- В процессе обучения ребенка в начальных классах, когда у него происходит бурное развитие психических познавательных процессов, желательно контролировать особенности формирования у ребенка когнитивной сферы. Для решения этих задач педагоги могут весьма успешно использовать психологические методы, тем более что уровень психического развития ребенка уже позволяет использовать весьма значительное количество тестовых методик.
- Актуальность темы обусловлена тем, что поступление ребенка в школу вносит большие перемены в жизнь первоклассника к новому для него окружению, новым условиям жизни играет огромную роль. Результаты диагностики могут помочь вовремя заметить нарушения в психическом развитии дошкольника и правильно составить коррекционную программу.
- Цель работы состоит в изучении психологической диагностики готовности детей к школьному обучению.
Объектом исследования является психологическая готовность детей к школьному обучению.
Предметом исследования являются особенности и диагностика психологической готовности детей к школе.
Задачи исследования:
· Изучить разработанность проблемы в психологической литературе.
· Проанализировать основные понятия и психолого-педагогические исследования по проблеме психологической готовности ребенка к школе.
· Рассмотреть критерии готовности к обучению в школе.
· Охарактеризовать психологическую неготовность к школе и особенности ее диагностики.
Отечественная детская психология достигла значительных успехов в изучении возрастных особенностей развития детей, накопила достаточный объем фундаментальных знаний об отдельных направлениях этого развития. Вместе с тем в теоретической трактовке полученных сведений существует множество различий, а общее, практически полезное решение проблем психологической готовности и по сей день остается открытым.
Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматриваются в трудах таких педагогов, психологов, как: Л.И. Божович (1997), Л.А. Венгер (1974), Л.С. Выготский (1926), В.С.Мухина (1986), А.В. Запорожец (1965), А.Р. Лурия (1969), С.Я. Рубинштейн (1970) и др.
В зарубежных исследованиях проблема психологической готовности отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер (1936), А. Керн (1954); С. Штребел (1957); Я. Йирасел (1970) и др.).
Структура работы: Работа состоит из введения, основной части разделенной на главы и параграфы, заключения, глоссария, списка использованных источников, приложений.
Основная часть
1. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе
Задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».
И. Шванцара определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты11 Шванцара, Й. Диагностика психического развития / Й. Шванцара. - Прага: Авиценум, 1978. С.32.
Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника22 Божович Л. И. Личность нее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 207..
Аналогичные взгляды развивал А.И. Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д. Гуцалюк Л.Б.Занятия по подготовке детей к школе.//Начальная школа, 1994г., №4, С. 11.»
Таким образом, обобщая высказывания знаменитых психологов и педагогов, следует сказать, что психологическая готовность к школе -- сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства Психология детства / Под ред. А.А. Реана - СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. С. 271..
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
Подготовка детей к школе -- задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе -- только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе;
исследование новообразований и изменений в психике ребенка;
исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования;
изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.
Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе11 Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А., Игумнов, С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я.Л. Коломинский, Е.А. П...
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению. Психологи...
Психологическая готовность к школьному обучению
Вопросы формирования личности. Стороны готовности к школе. Общее физическое состояние. Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Личностная и...
Психологическая готовность к школьному обучению
Структурные компоненты психологической готовности к школьному обучению, их характеристика. Личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовно...
Феномен психологической готовности к школьному обучению
Понятие готовности к школьному обучению. Аспекты школьной зрелости. Критерии определения готовности ребенка к обучению в школе. Мотивационная, личност...
Психологическая поддержка личности первоклассника на этапе адаптации к школьному обучению
Особенности адаптации первоклассников к систематическому школьному обучению. Интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная, социальная компоненты...