Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологическая готовность к школьному обучению

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Поступление в школу как ответственный шаг, влияющий на дальнейшую жизнь и здоровье ребенка. Задачи и цели подготовки дошкольников к младшему школьному возрастному этапу. Психологическая диагностика и критерии готовности детей к обучению в школе.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Нижегородский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Возрастная психология

Тема

Психологическая готовность к школьному обучению

Фамилия студента

Короткова

Имя студента

Татьяна

Отчество студента

Андреевна

№ контракта

09207110709169

Содержание

  • Введение
  • Основная часть
    • 1. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе
    • 2. Психологическая неготовность к школе и ее диагностика
  • Заключение
  • Глоссарий
  • Список использованных источников
  • Введение
  • Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста. Младший школьный возраст -- очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
  • Школьная жизнь принципиально отличается от той, которой жил старший дошкольник до поступления в школу. В современной литературе неправомерно сужают проблему готовности к школе, сводя ее, в основном, к возможности освоения учебной деятельности.
  • Переход от дошкольного детства к младшему школьному возрасту -- это переломный момент в жизни любого ребенка, так как за дверями школы располагается незнакомый и очень специфичный мир со своими законами и принципами, которые он должен быстро усвоить и к ним адаптироваться.
  • Поступление в школу рассматривается как очень ответственный шаг, влияющий на дальнейшую жизнь и здоровье в такой же степени, как поступление в вуз или создание семьи.
  • Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность -- учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.
  • В процессе обучения ребенка в начальных классах, когда у него происходит бурное развитие психических познавательных процессов, желательно контролировать особенности формирования у ребенка когнитивной сферы. Для решения этих задач педагоги могут весьма успешно использовать психологические методы, тем более что уровень психического развития ребенка уже позволяет использовать весьма значительное количество тестовых методик.
  • Актуальность темы обусловлена тем, что поступление ребенка в школу вносит большие перемены в жизнь первоклассника к новому для него окружению, новым условиям жизни играет огромную роль. Результаты диагностики могут помочь вовремя заметить нарушения в психическом развитии дошкольника и правильно составить коррекционную программу.
  • Цель работы состоит в изучении психологической диагностики готовности детей к школьному обучению.

Объектом исследования является психологическая готовность детей к школьному обучению.

Предметом исследования являются особенности и диагностика психологической готовности детей к школе.

Задачи исследования:

· Изучить разработанность проблемы в психологической литературе.

· Проанализировать основные понятия и психолого-педагогические исследования по проблеме психологической готовности ребенка к школе.

· Рассмотреть критерии готовности к обучению в школе.

· Охарактеризовать психологическую неготовность к школе и особенности ее диагностики.

Отечественная детская психология достигла значительных успехов в изучении возрастных особенностей развития детей, накопила достаточный объем фундаментальных знаний об отдельных направлениях этого развития. Вместе с тем в теоретической трактовке полученных сведений существует множество различий, а общее, практически полезное решение проблем психологической готовности и по сей день остается открытым.

Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматриваются в трудах таких педагогов, психологов, как: Л.И. Божович (1997), Л.А. Венгер (1974), Л.С. Выготский (1926), В.С.Мухина (1986), А.В. Запорожец (1965), А.Р. Лурия (1969), С.Я. Рубинштейн (1970) и др.

В зарубежных исследованиях проблема психологической готовности отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер (1936), А. Керн (1954); С. Штребел (1957); Я. Йирасел (1970) и др.).

Структура работы: Работа состоит из введения, основной части разделенной на главы и параграфы, заключения, глоссария, списка использованных источников, приложений.

Основная часть

1. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе

Задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».

И. Шванцара определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты11 Шванцара, Й. Диагностика психического развития / Й. Шванцара. - Прага: Авиценум, 1978. С.32.

Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника22 Божович Л. И. Личность нее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 207..

Аналогичные взгляды развивал А.И. Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д. Гуцалюк Л.Б.Занятия по подготовке детей к школе.//Начальная школа, 1994г., №4, С. 11.»

Таким образом, обобщая высказывания знаменитых психологов и педагогов, следует сказать, что психологическая готовность к школе -- сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства Психология детства / Под ред. А.А. Реана - СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. С. 271..

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

Подготовка детей к школе -- задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе -- только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе;

исследование новообразований и изменений в психике ребенка;

исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования;

изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе11 Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А., Игумнов, С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я.Л. Коломинский, Е.А. П...

Другие файлы:

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению. Психологи...

Психологическая готовность к школьному обучению
Вопросы формирования личности. Стороны готовности к школе. Общее физическое состояние. Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Личностная и...

Психологическая готовность к школьному обучению
Структурные компоненты психологической готовности к школьному обучению, их характеристика. Личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовно...

Феномен психологической готовности к школьному обучению
Понятие готовности к школьному обучению. Аспекты школьной зрелости. Критерии определения готовности ребенка к обучению в школе. Мотивационная, личност...

Психологическая поддержка личности первоклассника на этапе адаптации к школьному обучению
Особенности адаптации первоклассников к систематическому школьному обучению. Интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная, социальная компоненты...