Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Концептуальные основы курса «Биоэтика» для студентов биологического факультета мгу им. М. В. Ломоносова

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Концептуальные основы курса «Биоэтика»для студентов биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.Брызгалина Е.В.Философский факультет МГУ имени М.В.ЛомоносоваКурс «Биоэтика» входит в Государственный стандарт подготовки специалистов-биологов всех специализаций. Содержание курса связано с рассмотрением предметного поля, истории и социально-правовых проблем биоэтики. Биоэтика раскрывается как междисциплинарная область знаний, направленная на выявление, изучение и осмысление проблем биомедицинской практики и биологических исследований, которые связаны с широкой философской, моральной и социально-правовой рефлексией. Особенностью данного курса является рассмотрение биоэтических проблем в контексте конкретно-научной деятельности биолога – исследовательской, экспериментальной работы. Цель курса – введение студентов в контекст современной биоэтической проблематики, формирование общеучебных и специальных компетенций в области постановки и решения биоэтических проблем. В рамках курса решается несколько задач: - сформировать представления о философско-научных, мировоззренческих и конкретно-научных основаниях биоэтики, истории ее становления и трактовке в различных социокультурных условиях; - сформировать навыки постановки и решения биоэтических проблем в соответствии с современными нормативными документами разного статуса; - представить альтернативные позиции в решении дискуссионных биоэтических проблем; - сформировать рациональное отношение к моральному выбору.Для достижения целей курса в последние два года по приглашению руководства Биологического факультета курс читается командой специалистов, в которую входят Брызгалина Е.В. (куратор курса - руководитель коллектива преподавателей курса, доцент кафедры Философии и методологи науки философского факультета МГУ), ст.пр. Бушев С.А.(преподаватель кафедры Философии естественных факультетов философского факультета МГУ), Моргун Д.В. (к.ф.н., заместитель директора Центра экологического образования г. Москвы), отдельные темы курса были прочитаны в 2007/2008 учебном году Каменским А.А.( д.б.н., профессором, зав. кафедрой физиологии человека и животных биологического факультет; в 2008/2009 учебном году Потаповой Т.В. (д.б.н., ведущим научным сотрудником НИИФХБ им. А.Н. Белозерского). Преподавание курса именно коллективом преподавателей, представляющих как естественнонаучные, так и философские области знания позволяет максимально полно представить размах биоэтических дискуссий, существование множественности подходов к трактовке смысла биоэтических проблем. Разделяя общую целевую установку, каждый из преподавателей, тем не менее, представляет компетентное авторское мнение. Сама форма проведения занятий, когда лекция включает элементы дискуссии между коллегами, представляющей не столкновение альтернативных позиций, а вариабельность интерпретации проблем и путей их разрешения с точки зрения этики, права, исследовательской практики, является инновационной и, по нашему мнению, максимально соответствующей содержанию предмета. Целью данного доклада является представление мировоззренческих, методологических, и социальных оснований курса.Мировоззренческие основания курса включают в себя совокупность фундаментальных принципов и законов, отражающих современное истолкования биоэтики в контексте традиционных философских вопросов: о сущности жизни, проблеме существования человека, диалектике биологического и социального в человеке, границах человеческого существования, статусе человека как познающего и действующего существа среди других живых объектов. Одной из основных тем биоэтики является защита прав и достоинства человека при внедрении новых биомедицинских технологий. Методологические основания – принципы познавательной деятельности, регламентируемые биоэтикой, законы развития и смены воззрений на сущность биоэтических проблем, взаимоотношений между концепциями в биоэтике, совокупность методов, используемых биоэтикой как наукой. Важной содержательной особенностью курса является рассмотрение биоэтической проблематики, в связи со становлением в ХХ веке неклассического и постнеклассического естествознания. Социальные основания – система положений, определяющих место биоэтики в системе знаний, ее цель и назначение в плане удовлетворения социальных потребностей и ориентаций, взаимоотношение биоэтики как науки и исследовательской, производственной практики, биоэтики и существующей системы общественных отношений, и представлений, определяющих движущие силы и закономерности развития биоэтики как социального явления. Особое внимание в курсе уделяется обсуждению нормативно-правовой базы в области биоэтики и медицинской практики, интерпретации отдельных документов, регламентирующих данные проблемы в нормативно-правовом поле различных государств, в том числе РФ.На базе выделенных оснований выстраивается следующая логика курса. Во вводной теме раскрываются особенности развития современного научного знания и история становление предметной области биоэтики, специфика формирования биоэтики как дисциплины: междисциплинарный характер и ориентированность на решение социально-практических задач. Анализируются формы социальной регуляции деятельности биолога: этика, этикет, право, религия, обычаи и мораль. Раздел 1. Тема «Биоэтика и специфика предмета биологии» освещает место биологии в системе наук, номотетический и идиографический характер биологического знании, социогуманитарные признаки предмета и метода биологии. Дает представление о методах научного познания в биологии, в том числе об особенностях биологического экспериментирования и моделирования биологических явлений и процессов. Тема «Антропоцентризм и биоцентризм как мировоззренческие основания биоэтики» посвящена анализу основных стратегий, определяющих мировоззренческую составляющую биоэтики, раскрываемых через проблему коэволюции природного и социального, эмпатия как психологическое основание биоэтики, сквозь призму методологии биоэтических исследований.Раздел 2. Тема «Биоэтика и медицина» включает описание наиболее детально разработанного раздела биоэтики - современной биоме...
Другие файлы:

Методические указания курса «культурология» Для студентов биологического факультета Ростов на Дону

Анализ показателей биологического возраста студентов в учреждении образования ГГУ имени Франциска Скорины, биологического факультета и учителей "Средней школы №2" г. Хотимска
Понятие биологического возраста: критерии, признаки и методы оценки. Особенности биологического возраста в различных эколого-популяционных и этнически...

Сборник задач, вопросов и упражнений по общей неорганической химии
Учебное пособие составлено в соответствии с программой курса общей и неорганической химии для студентов факультета фундаментальной и нетрадиционной ме...

Ангиология
В этой книге содержится 3 раздела: строение сосудов, строение кругов кровообращения и лимфатическая система. Рассмотрены особенности морфологии кровен...

Матричный анализ и линейная алгебра: Учебное пособие (63 лекции)
Приятный во всех отношениях учебник, написанный на основе лекций, прочитанных для студентов первого курса факультета вычислительной математики и кибер...