Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Образы достоевского в иллюстрациях ильи глазунова

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
ОБРАЗЫ ДОСТОЕВСКОГО В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ ИЛЬИ ГЛАЗУНОВАСОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕИлья Глазунов художник, вокруг имени, которого вот уже несколько десятилетий не стихают споры. Восторгам публики сопутствует острая критика, несмотря ни на что, интерес к творчеству этого незаурядного человека не ослабевает. При широте взгляда, при всем разнообразии тем и изобразительных средств, высоком мастерстве живописца, своеобразии рисунка и колорита, манеры и почерка главное в творчестве Ильи Глазунова цельность восприятия мира, его философский, идейный порыв, одухотворенность. Его работы освещены отблеском огня, который горит в душе, направляя течение мыслей. Все это составляет смысл жизни художника. Глазунов глубоко русский художник. Национальное определение для него самого, кажется, иногда значит больше "художественного наполнения" и этого словосочетания и самих его огромных главных полотен. Русский - еще и потому, что в нашей национальной художественной традиции важно было не только "как", но и "что". Вспомните хотя бы сделанные "для души" иллюстрации к собранию сочинений Достоевского, которые вышли в массовой серии "Огонька" и останутся в богатой отечественной истории искусства иллюстрации. Художник лишил героев Достоевского благостно-счастливых лиц: советское литературоведение старательно лишало их великих - христианских - страданий, а Глазунов "возвратил" им иконописные лики, таким образом, вернув в породившую их традицию. И. Глазунов истовый учитель, сегодня, вопреки, кажется, всему отстаивающий первородство и животворную силу классического академического образования. Больше десяти лет в Москве работает, принимает, учит и выпускает живописцев его Академия живописи, ваяния и зодчества. Федор Михайлович Достоевский любимый писатель Ильи Глазунова. Живой интерес к личности и наследию великого писателя Илья Глазунов пронес через всю свою творческую биографию. Он создал большой цикл, посвященный образам Достоевского.Необычные замыслы художника, историка и философа, воплощаются в поражающие своей красотой музыкальные цветовые созвучия подлинного колориста, которому доступны самые смелые ракурсы, группировки людей и ритмы композиции. Сегодня по многообразию творческих устремлений и свершений равных Илье Сергеевичу Глазунову нет! 1. Творчество Ильи ГлазуноваТворчество этого художника вот уже несколько десятилетий вызывает самые противоречивые мнения, не оставляя никого равнодушным. За годы своего творчества он создал более 3-х тысяч произведений – от монументальных полотен до небольших офортов.Большинство исследователей, да и сам художник выделяют четыре основных цикла в его творчестве. Жизнь современника, поэзия будней большого города - тема его лирического "Городского цикла", в который входят такие картины, как "Ленинградская весна", "Город", "Последний автобус", "Ушла" и другие. Для города Глазунова характерно особое психологическое настроение, передающее состояние духа художника. Порой Глазунов выражает настроение своего лирического героя, показывая город, увиденный его глазами. "Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной - есть постыдное равнодушие" - эти слова Александра Сергеевича Пушкина стали девизом Глазунова в работе над циклом "История России". "История России - это дерзания и войны, пожары и смуты, мятежи и казни, победы и свершения, - говорит художник. - Были минуты унижения, но пробивал час, и Россия возрождалась из пепла еще краше, сильнее и удивительнее. История России - красное пламя Революции и вера в будущее. Но нет будущего без прошлого. Верю в будущее человечества, верю, что оно несет новое одухотворенное искусство, равное вершинам прошлого и, может быть, более высокое..." Более 20 лет посвятил художник циклу "История России" и продолжает его. "Олег с Игорем", "Князь Игорь", "Два князя", "Русский Икар", "Проводы войска", "Канун" (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), "Андрей Рублев", "Русская красавица", "Мистерия XX века", "Вечная Россия" и многие другие полотна воспевают трудную и героическую судьбу Древней Руси. Вот одна из картин цикла "История России":Князь Дмитрий ДонскойВажный этап творчества художника – иллюстрация литературных произведений. Если цикл «Город» сравнивают с лирическими стихами, то о цикле иллюстраций пишут, что в нем Россия предстает во всей своей социальной многогранности, многоплановости. Иллюстрации к произведениям Мельникова-Печерского, Никитина, Некрасова, Лескова, Островского, Лермонтова, Блока, Куприна... Из прочтения всего писателя, из его книг Глазунов стремится воссоздать зримый образ Родины – такой, каким он выкристаллизовался в душе писателя. И то, что удается в итоге Глазунову, далеко не всегда «иллюстрация» в прямом смысле этого слова: это и живописное дополнение к тексту писателя, и самостоятельное произведение. Цикл подобных произведений составляет своеобразную живописную энциклопедию русской жизни былых времен.Имя художника Глазунова часто связывают с именем Ф.М. Достоевского; цикл иллюстраций, выполненный к его произведениям, в зримой форме передает мысли-образы писателя. Достоевский научил Глазунова "искать человека в человеке", в повседневной действительности ощущать великий ход времен с его извечной яростной схваткой добра и зла, "где поле битвы - сердце человека". Вот картина-иллюстрация к роману Достоевского "Братья Карамазовы": Христос и Инквизитор (сюжет, рассказанный Иваном Алеше)Христос и ИнквизиторЧетвертый цикл работ Глазунова составляют портреты современников. "Пишу молча, - рассказывает Илья Сергеевич. - Мне необходимо почувствовать внутреннюю музыку души того человека, портрет которого я пишу. Идеальная обстановка - если при этом звучит классическая музыка: она создает настроение. Каждый портрет - экзамен для меня, я не имею права писать его безразлично. Каждый человек - Вселенная, каждый необычайно интересен: и строитель, и космонавт, и знаменитая киноактриса, и вьетнамская ополченка, и шахтер, и студент, работающий на БАМе... Нарисовать человека вовсе не означает нарисовать комплимент ему, нет, только сказать правду! И он должен быть похож, иначе это не портрет. Портрет - документ человеческого духа, реальная форма гуманизма". Со многих портретов, выполненных Глазуновым, глядят красноречивые, волнующие, проникающие в душу зрителя глаза. Для художника характерны углубленный психологизм, умение распознать внутренний мир изображаемой личности, выразить ее духовную жизнь. Особо интересен портрет жены Глазунова -...
Другие файлы:

Проекции романистики Ф.М. Достоевского в русской культуре конца XIX–начала XI века
Наследие Ф.М. Достоевского в интерпретации русской религиозной философии (на материале творчества Н.А. Бердяева). Категория сильной личности. Гуманист...

Инфернальность в творчестве Достоевского
Выявление художественной специфики демонического в творчестве Достоевского. Инфернальные образы в романе "Преступление и наказание". Бесовство как дом...

Женские образы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Особенности построения женских образов в романах Ф.М. Достоевского. Образ Сони Мармеладовой и Дуни Раскольниковой. Особенности построения второстепенн...

Женские образы романа Ф. Достоевского "Идиот"
Характеристика женских персонажей в романе Ф.М. Достоевского "Идиот". Своеобразие авторских стратегий. Художественные средства раскрытия характеров ге...

Роман Достоевского "Идиот" в киноверсии Бортко
Создание последней экранизации романа Ф.М. Достоевского "Идиот". Актерский состав и вживание в роли. Исследование главных героев и персонажей романа....