Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Методические рекомендации по рус. Яз. «Орфоэпическая разминка, или «пульс слова»

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Методические рекомендации по рус. Яз . «Орфоэпическая разминка, или «ПУЛЬС СЛОВА»Орфоэпическая разминка, или «ПУЛЬС СЛОВА» Лисовская Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы гимназии № . Минска Соблюдение орфоэпических норм - лакмусовая бумажка речевой культуры человека. Как часто мы слышим неправильно произнесенные слова из уст не только учеников, но и дикторов телевидения. Не случайно давным-давно появилась шутка: Девяносто процЕнтов доцЕнтов Носят докУменты в пОртфелях, И лишь десять процентов доцентов Носят документы в портфелях. Проблемы орфоэпии объяснимы, так как сложно русское ударение, происходят постоянные изменения в языке. Путаница возникает еще и потому, что в одном словаре слово имеет два варианта ударения, считающихся абсолютно равноправными, а в другом словаре это же слово имеет один вариант ударения, а второй вариант снабжен так называемыми запретительными пометами (допустимо, не рекомендуется). Это касается таких слов, как обеспЕчение- не рек. обеспеЧение, мАркетинг – ! неправ. маркЕтинг, бУнгало не рек. бунгАло, бОчковый не рек. бочкОвый и др. Существует большое количество слов, имеющих равноправные варианты ударения (комбАйнер- комбайнЁр, кАмбала – камбалА, бАржа – баржА, ржАветь-ржавЕть, Искристый- искрИстый, крОшится-крошИтся, бредовОй-бредОвый ). Много слов, в которых один из вариантов ударения менее желателен, хотя и не считается неправильным ( творОг и допустимо твОрог, МизЕрный и допустимо мИзерный, бижутЕрия и допустимо бижутерИя, бОндарь и допуст. бондАрь). Но есть слова, в которых часто допускаются ошибки, хотя колебания ударения в них недопустимы. Именно неправильное произношение этих слов компрометирует речь говорящего: углубИть, алфавИт, магазИн, звонИшь, боЯзнь, кУхонный, облЕгчить, ходАтайствовать, начАть, каталОг и др. Вот на эти слова мы, учителя русского языка, должны обращать особое внимание. Во-первых, мы обязаны помочь нашим ученикам освоить правильное литературное произношение слов. Это необходимо для того, чтобы они были действительно культурными, интеллигентными людьми. Во-вторых, необходимо подготовить их к централизованному тестированию по русскому языку. Ведь практически ежегодно одно из заданий централизованного тестирования предусматривает проверку владения произносительными (акцентологическими, орфоэпическими) нормами русского литературного языка. Задания такого типа звучат следующим образом: «Произносительные нормы нарушены в словах…», «Согласный перед буквой Е произносится твердо в словах…», «Ударение падает на второй слог в словах …», « Правильно поставлены ударения во всех словах в рядах» и т.п. Как явствует из статистических данных, ежегодно публикуемых Республиканским институтом контроля знаний, тестируемые не в полной мере владеют акцентологическими и орфоэпическими нормами русского литературного языка. И, к сожалению, с каждым годом уровень владения этими нормами становится ниже. Как помочь школьникам? Как сделать так, чтобы неправильно поставленное ударение резало слух, чтобы правильное литературное произношение вошло в плоть и кровь? Мне кажется, что выход есть. Начиная с пятого класса каждый урок русского языка я начинаю с орфоэпической разминки. В течение полминуты мы хором ( как скороговорку) проговариваем блоки слов. Я чётко произношу слова, ребята повторяют вслед за мной. Это не только орфоэпическая разминка, но и хороший мобилизующий этап урока. Ребята проговаривают слова, настраиваются на рабочий ритм урока, а потом уже идет объявление темы урока, целеполагание и т.д. В 5 классе проговариваем блоки слов, которые ребята постоянно слышат, сами используют в своей речи, потом добавляются новые слова. И так до одиннадцатого класса. Приведу примеры таких блоков. Они состоят из слов, в которых традиционно допускаются ошибки.1. СвЁкла, краПива, вЕрба, щАвель, тУфля, нет тУфель, подОшва. ТОрты, нет тОртов, мне позвонЯт, ты позвонИшь, созвонИмся. ЖалюзИ, красИвее, стАтуя, недУг,...