Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Методические рекомендации к учебнику «литературное чтение» для 4-го класса Москва

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
В. А. ЛазареваМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИК УЧЕБНИКУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»для 4-го классаМоскваИнститут инноваций в образовании им. Л. В. ЗанковаИздательский дом «ОНИКС 21 век»2004УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.4 Л 17Лазарева В. А.Л 17 Методические рекомендации к учебнику «Литера-турное чтение» для 4-го класса. - М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издатель-ский дом «ОНИКС 21 век», 2004. - 96 с.ISBN 5-329-01233-3УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.4© АНО «Институт инноваций в обра-зовании им. Л. В. Занкова», 2004ISBN 5-329-01233-3© ООО «Издательский дом«ОНИКС 21 век», 2004 © В. А. Лазарева, 2004ВВЕДЕНИЕГлавной особенностью курса литературного чтения в чет-вёртом классе является то, что это завершающий год на-чального литературного образования. В течение трёх лет работы по нашим учебникам дети научились при чтении художественного текста представлять картины, рисуемые автором, эмоционально откликаться на переживания геро-ев произведения, оценивать их поступки, понимать автор-скую мысль, видеть отношение автора к изображаемому. Кроме того, у ученика-читателя к четвёртому году изуче-ния литературы должно сформироваться желание и уме-ние осмысливать и оценивать свои впечатления от прочи-танного и делиться с другими людьми своими мыслями. Детям должно быть интересно не только говорить о произ-ведении, обсуждать героев, делиться своими размышлениями об авторе произведения, но и восхищаться удачно най-денным авторским словом. Если учитель после прочтения текста не только беседует с учениками по вопросам, но при медленном перечитывании ведёт серьёзную словарную ра-боту, то ученики уже во втором классе начинают с интере-сом вглядываться в слово, думать над тем, почему именно это слово подобрал автор произведения. В этом случае урок превращается в диалог, вернее, в полилог заинтересованных сотрудников, в сотворчество учителя и учеников, где каждый хочет поделиться своими открытиями и только звонок может помешать горячему, заинтересованному обмену мнениями.В четвёртом классе продолжается литературное и нравственное развитие учащихся. Ведущей в этом году является нравственная линия, материал учебника сгруппирован вокруг нравственных проблем, осмысление которых нача-лось в предыдущих классах. В этом году учебник, как и во втором классе, структурирован по проблемно-нравственно-му принципу, хотя, конечно, уровень постановки проблем, очевидная неоднозначность их решения соответствуют воз-росшим возможностям четвероклассников и приобретённо-му ими жизненному опыту.3Ведущие понятия, которые составляли стержень педаго-гической концепции всего нашего курса литературного чте-ния, обобщаются в учебнике для 4-го класса. Это: СЕМЬЯ, РОДНЫЕ (ОТЕЦ, МАТЬ), РЕБЁНОК В СЕМЬЕ (СЫН, ДОЧЬ), НАРОД, РОДИНА. Центральной нравственной проб-лемой, цементирующей содержание учебника, его литера-турный материал, является проблема ответственности, де-ятельной любви и заботы. Эта проблема проходила через все наши учебные книги, но в этом году мы хотели бы, чтобы дети осознали и свою ответственность за родных и близких, и свои возможности в деле улучшения мира, где они живут. Мы специально подбирали произведения, ге-рои которых способны на поступок, и не только взрослые, как Жилин, но и маленькие, такие, как девочка Дина из «Кавказского пленника» Л. Н. Толстого или мальчик Во-лодя из рассказа «Путешественники не плачут» В. П. Кра-пивина. Более того, мы специально подобрали произведе-ния, где ученики учат учителей, как, например, Коля Савушкин в рассказе «Зимний дуб» Ю. М. Нагибина или Смирнов в стихотвореме «Витамин роста» О. Е. Григорье-ва. Это продолжение и завершение на новом возрастном уровне темы школы, учеников и учителей, начатой ещё во втором классе. Только теперь этот разговор становится бо-лее серьёзным.Нравственные представления учащихся формируются в процессе чтения высокохудожественных произведений и на-ших постоянных разговоров с детьми о любви и верности, о семье и родном доме, о заботе и ответственности, о человеч-ности и бесчеловечности. Мы и раньше не скрывали от де-тей наличие в жизни беды и горя, несправедливости, воз-можности непонимания, даже со стороны самых близких людей. В этом учебном году повзрослевшему ребёнку, по сути дела младшему подростку, мы должны на примере героев литературных произведений показать, как человек, даже маленький, справляется с возникающими проблема-ми, где и у кого он черпает силы и на чём основывается вера в победу добра.4В учебнике для 4-го класса есть глава, в которой гово-рится о войне, о героях Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Для на-ших нынешних детей эти времена уже практически равноудалены и труднопредставляемы, именно поэтому мы так серьёзно и, как может показаться, безжалостно говорим с учащимися о войне на языке лучших художественных про-изведений, поскольку всё меньше и меньше остаётся людей, которые смогли бы рассказать внукам о том, как это было. Мы уверены, что слово писателя «отзовётся» в душе ребёнка, мы знаем, как открыт миру и искренен наш читатель, как он верит в предлагаемые обстоятельства, как способен на сочувствие и сострадание, как жаждет его душа добра и справедливости.Несмотря на то что главная сюжетная линия учебника для 4-го класса проблемно-нравственная, в этом учебном году развиваются и усложняются и литературно-аналитические умения детей, становятся более объёмными и слож-ными тексты произведений, которые изучаются на уроках. В учебнике представлены произведения с явно выраженной притчевой направленностью, глубокой философской осно-вой, например сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», полусказки Ф. Д. Кривина, миниатюры В. А. Су-хомлинского и др. Учащиеся знакомятся с произведения-ми фантастической литературы, читают стихи поэтов, ко
Другие файлы:

Методические рекомендации к учебнику «литературное чтение» для 2-го класса Москва

Методические рекомендации к учебнику «литературное чтение» для 3-го класса Москва

Литературное чтение. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса
Методические рекомендации направлены на оказание консультативной помощи учителю с целью организации продуктивного обучения чтению в соответствии с нов...

Литературное чтение. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса
Методические рекомендации направлены на оказание консультативной помощи учителю с целью организации продуктивного обучения чтению в соответствии с обр...

Литературное чтение: Методические рекомендации к учебнику для 4 класса
Данное пособие является продолжением методических рекомендаций к учебникам «Литературное чтение» для 1, 2 и 3 классов. Методические рекомендации напра...