Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

по психологии различных состояний у детей и подростков студентка

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
МПГУ.Саморегуляция в стрессовых ситуациях у подростков.Реферат по психологии различных состояний у детей и подростков.Выполнила: студенткаф-та педагогики и психологии 5 курса, 5 группыЮдина ТатьянаМосква, 2006.Содержание.Введение.1.Стресс и стрессоустойчивость.1.1 Понятие стресса. 1.2 Влияние стресса на жизнедеятельность человека.1.3 Стрессоустойчивость как фактор адаптации.2. Стрессоустойчивость в подростковом возрасте. 2.1 Характеристика подросткового возраста.2.1.1 Эмоционально - волевая сфера.2.1.2 Личностная нестабильность.2.1.3 Самопознание и «Я - концепция».2.2 Специфика саморегуляции в подростковом возрасте.2.3 Развитие саморегуляции как фактор повышения стрессоустойчивости у подростков.Заключение.Введение.Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на психику людей. Современному человеку приходится гораздо чаще, чем раньше, переносить повышенные эмоциональные нагрузки. В связи с этим повышается вероятность возникновения стрессов, которые могут неблагоприятно сказываться на его физическом и психическом здоровье. Чтобы успешно противостоять отрицательным влияниям стрессов, человеку нужно научиться управлять своей психикой, регулировать собственные эмоциональные состояния. К сожалению, сегодня стрессу подвергаются не только взрослые люди, все чаще в стрессовые ситуации попадают дети и подростки. Неблагополучная обстановка в семье, постоянно возрастающие требования школьной программы создают чрезмерные нагрузки на развивающуюся психику, могут приводить к хронической усталости, депрессиям и неврозам. Для того чтобы успешно противостоять стрессам, детям и подросткам необходимо как можно раньше научиться управлять своей психической деятельностью, развивать эмоциональную устойчивость.В подростковом возрасте происходят серьезные изменения личности. Одна из наиболее ярких характеристик данного периода – личностная нестабильность. Она проявляется в эмоциональной лабильности, тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки. Все это обусловливает низкую стрессоустойчивость подростков. В то же время для подросткового возраста характерны склонность к самоанализу, развитие личностной рефлексии, впервые становится возможным самовоспитание. Следовательно, подростковый возраст благоприятен для развития саморегуляции. Таким образом, проблема исследования и развития саморегуляции в стрессовых ситуациях у подростков является актуальной.Стресс и стрессоустойчивость.Понятие стресса.Канадский физиолог, автор теории стресса, Ганс Селье определил стресс как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Факторы, вызывающие стресс, он назвал стрессорами. Эти факторы могут быть разнообразными, но запускают «одинаковую в сущности биологическую реакцию стресса». Иными словами, стрессорами можно назвать любые агенты, которые вызывают какие-либо изменения в организме и предъявляют требования к перестройке, адаптации в новой ситуации. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, и являются, по словам Селье, сущностью биологического стресса или общего адаптационного синдрома (ОАС).Наглядность подхода Г. Селье и эффективность его терапевтических рекомендаций побудили многих исследователей применить концепцию стресса и к психическим реакциям человека, возникающим в критических условиях. Психическим проявлениям синдрома, описанного Селье, было присвоено название «эмоциональный стресс». В содержание этого термина психологи включают и первичные эмоциональные реакции, возникающие при критических воздействиях, и эмоционально-психические симптомы, порожденные телесными повреждениями, аффективные реакции при стрессе и физиологические механизмы, лежащие в их основе.Отечественный психолог Л.А. Китаев – Смык в своей монографии «Психология стресса» приводит следующие определения данного понятия:
  • сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие (благодаря введению Селье термина «стрессор» для обозначения стрессогенного агента в настоящее время почти не используется);
  • сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора (первоначально широко распространенный, в настоящее время этот вариант практически не используется);
  • сильные как неблагоприятные, так и благоприятные для организма реакции разного рода;
  • неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;
  • неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающих при всяких реакциях организма.
  • Наиболее адекватной Л.А. Китаев – Смык считает последнюю из указанных трактовок термина «стресс».В узком смысле Китаев – Смык использует понятие «стресс» для обозначения «неспецифических физиологических и психологических проявлений адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях… Неспецифические проявления адаптивной активности при действии любых значимых для организма факторов можно обозначить как стресс в широком смысле».Вот еще несколько...
    Другие файлы:

    Влияние стрессовых ситуаций на психику детей-подростков
    Особенности психологии детей подросткового возраста. Влияние стресса на организм детей-подростков с точки зрения физиологии и психологии. Понятие стре...

    Режим дня детей и подростков
    Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня детей и подростков: понятие, принципы и правила организации, рекомендации. Причины утомления и переутом...

    Клиническая психология детей и подростков
    Предмет и задачи клинической психологии детей и подростков. Синдром детского аутизма. Методы клинико-психологического исследования, используемые в диа...

    Психологическое консультирование детей и подростков
    Содержание.Введение.Основы оказания психологической помощи детям и подросткам.Психологическая помощь и психологическое консультирование.Понятие психол...

    Особенности тревожно-фобических состояний у детей с умственной отсталостью
    Проблема изучения феноменов "страх" и "тревожность" в психологии. Особенности эмоционально-волевой сферы детей 6-7 лет с умственной отсталостью. Специ...