Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Влияние стрессовых ситуаций на психику детей-подростков

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Особенности психологии детей подросткового возраста. Влияние стресса на организм детей-подростков с точки зрения физиологии и психологии. Понятие стресса и дистресса, влияние дистресса на подростков. Методы профилактики и избежания стрессовых ситуаций.
Краткое сожержание материала:

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Комитет по образованию г. Санкт-Петербурга

Государственное общеобразовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Некрасовский педагогический колледж №1

г. Санкт-Петербурга.

Курсовая работа

по педагогике

на тему: Влияние стрессовых ситуаций на психику детей-подростков

Выполнила:

Ткачева Анастасия Александровна

Санкт-Петербург

2010

Содержание

стресс подросток физиология организм

I. Введение

II. Теоретическая часть

2.1 Особенности психологии детей подросткового возраста

2.2 Влияние стресса на организм детей-подростков с точки зрения физиологии и психологии. Понятие стресса и дистресса

2.3 Проблемы, возникающие у детей-подростков под влиянием дистресса и возможность их преодоления

2.4 Методы профилактики и избежания стрессовых ситуаций

III. Заключение

IV. Список литературы

I. Введение

Данная тема актуальна, так как в современном мире существует множество факторов, влияющих на организм человека как положительно, так и отрицательно. В данной работе рассматривается один из таких факторов - «стресс». Под действием стресса человеческий организм, а особенно еще до конца не сформировавшийся подростковый организм, подвержен риску заболевания психосоматическими болезнями.

Основной целью работы является изучение особенностей протекания стрессовых ситуаций и их влияние на психику детей-подростков.

Задачи данной работы заключаются в следующем:

1) изучить особенности психологии детей подросткового возраста;

2) выявить возникновение стрессовых ситуаций;

3) определить факторы, по причине которых возникает стрессовое состояние;

4) рассмотреть понятие стресса с точки зрения физиологии и психологии;

5) описать влияние стресса на организм детей-подростков;

6) установить проблемы, возникающие у подростков под влиянием стресса;

7) предложить возможные пути избежания стрессовых ситуаций.

Предметом исследования данной работы является влияние стрессовых ситуаций на психику детей-подростков. Объектом исследования являются стрессовые ситуации, возникающие у детей-подростков.

Предположение заключается в том, что стрессовые ситуации влияют на психику детей-подростков отрицательно.

Данная работа является значимой для современной психолого-педагогической науки, так как с помощью ее материалов можно многое узнать о природе возникновения стресса, его протекания с точки зрения физиологии и его влияние на организм детей-подростков с точки зрения психологии. Так же в работе представлены возможные пути избежания возникновения стрессовых ситуаций, что поможет подросткам предостеречься от множества проблем, связанных со стрессом.

Работа предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста, а также преподавателей, классных руководителей, психологов.

II. Теоретическая часть

2.1 Особенности психологии детей подросткового возраста

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.

Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Из психологического словаря: «Подростковый возраст -- стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». (1;289)

Подростковый возраст представляет собой сложный процесс личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. Уровень возможностей подростка, условия и скорость его социального развития связаны с осмыслением подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, степенью овладения миром социальных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференциацией. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. Поэтому выявление типичных сочетаний разных показателей социальной зрелости детей с 10 до 15 лет и позволяет выделять разные стадии подросткового периода.

Так, на первой стадии подросткового возраста (в 10--11 лет) ребенка характеризует весьма своеобразное отношение к себе (принятие себя). Около 34 % мальчиков и 26 % девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. В ответах этих детей ощущается недоумение, растерянность, они как бы не узнают самих себя. И хотя около 70 % подростков отмечают в себе не только отрицательные, но и положительные черты, в их оценках наблюдается явное преобладание отрицательных черт и форм поведения. Некоторые подростки особо подчеркивают, что недостатков у них много, а нравится в себе «только одно», «единственная черта», т.е. характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон (2). При этом у детей четко обнаруживается острая потребность в самооценке и в то же время переживание неумения оценить себя.

На второй стадии подросткового периода (в 12--13 лет) наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение ребенка к себе, обнаруживающее зависимость от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности.

На третьей стадии этого возраста (в 14--15 лет) возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе и в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности (3)

Другим важным механизмом самосознания выступает личностная рефлексия11 анализ собственного психического состояния; принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок., представляющая собой форму осознания подростком как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей. Характерно, что на первой стадии подросткового возраста предметом рефлексивного ожидания выступают в основном отдельные поступки детей. На второй стадии ведущее место занимает рассмотрение черт своего характера и особенностей взаимоотношений с людьми. В это время происходит своеобразный скачок в развитии личностной рефлексии, что выступает как серьезный стимул для самовоспитания подростка. Существенной особенностью личностной рефлексии на третьей стадии является возросшая критичность детей по отношению к особенностям своей личности, что типично для 35 % подростков.(3)

Первая стадия подросткового возраста характеризуется тем, что на рубеже между 9--10 годами появляется тенденция ребенка к самостоятельности и потребность в признании его во взрослом мире, в обществе, которое осознается не просто как совокупность знакомых людей, а как социальный организм, где его «я» выступает наравне с другими. Отсюда стремление быть значимым среди взрослых, выйти из круга близких людей в круг широких общественных отношений. Осознание себя как личности, отличной от других людей, порождает особый интерес ребенка к своим нравственно-психологическим особенностям и потребность в оценке собственных личностных качествах и качеств других людей. Этим, в частности, вызван бурный рост негативных самооценок, отражающих, помимо всего прочего, обостренное понятие чувства долга. Главное для 10--11-летнего -- получить со стороны других людей (знакомых и незнакомых) признание своих новых возможностей, добиться доверия, ибо «я тоже взрослый», «я вместе со всеми». Отсюда поиск конкретных дел, отличающихся реально взрослым характером, поиск таких видов деятельности, которые имеют общественно полезное значение и получают общественную оценку.

Накопление объема, разных форм общественно полезных дел приводит на второй стадии данного периода, в 12--13 лет, к развертыванию потребности в общественном признании, осознании не только своих обязанностей, но и прав в обществе, что наиболее полно удовлетворяется в специально задаваемой общественно полезной деятельности, потенции которой достигают здесь максимального развития. Данная стадия характеризуется формированием нового уровня самосознания ребенка как осознания себя в системе общественных отношений, осознания себя общественно значимым существом, субъектом. Стремление проявиться в обществе ведет к развитию социальной ответственности как возможности отвечать за себя на уровне взрослого, актуализации себя в других, выходе за пределы самого себя, когда «я» не растворяется в системе взаимосвязей, а проявляет силу -- «я для всех»,(2) приводя к развитию сознательного...

Другие файлы:

Эмпирическое исследование влияния стрессовых ситуаций на эмоциональную сферу младшего школьника
Теоретические основы стресса и стрессовых ситуаций. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального состояния младших школьников...

Влияние рекламы на психику подростков
Психофизиологические особенности развития подростка. Анализ восприятия и оценки школьниками различных видов рекламы. Изучение телевизионного рекламног...

Влияние фильмов ужасов на психику подростков
Интерес целевой аудитории к фильмам ужасов как социально-психологический феномен. Исследование причин выбора жанра "ужасы", определение их влияния на...

Влияние компьютерной зависимости на психику подростков

Анализ современных методов нейтрализации стрессов в организации
Понятие, причины возникновения и основные стадии стресса. Анализ психологических проблем на предприятии ЗАО "Мирный" как предпосылок возникновения стр...