Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают содержание элективного курса «Человек в философии и культуре»

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Данные методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают содержание элективного курса «Человек в философии и культуре». О значимости и сути этого курса свидетельствует уже его название. Проблема человека занимает особое место среди философских проблем: с одной стороны, способность поставить и философски осмыслить вопрос, что такое человек, каковы условия его самоопределения, самореализации и совершенствования, свидетельствует о высокой философской рефлексии, с другой, по словам П.С. Гуревича, человек задумался над тем, кто он такой, едва научившись выражать свои мысли посредством знаков и символов. Проблема человека рассматривается по-разному, но на всех этапах развития мировой философской мысли. Без глубинного постижения человека, его природы и предназначения другие вопросы не обретают необходимой философской глубины и целостности. Человек и смысл его жизни рассматриваются в рамках связей «человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное пространство человека – это пространство культуры: «культура есть неотвратимый путь человека и человечества. Нельзя миновать его» (Н. Бердяев).Тематика предложенного курса, как свидетельствуют планы семинарских занятий, формируется на опыте двух учебных дисциплин – философии, которая изучается на втором курсе, и культурологии, включенной в учебный план 1 курса. Таким образом, освоение электива «Человек в философии и культуре» предлагает творческое освоение материала двух дисциплин.Кроме литературы – основной и дополнительной – хотелось бы обратить внимание студентов на следующие источники:1. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений / И.Т. Фролов, Г.С. Арефьева, П.П. Гайденко и др.: в 2 ч. М., 1990.2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. СПб., 2001.3. Культурология: История мировой культуры: учеб. пособие для вузов / под ред. А.Н. Марковой. М., 1998.4. Образы человека в науке и культуре. Электронная хрестоматия. http://www. courier. com. ru//humanities/.5. О человеческом в человеке / под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.6. Феномен человека. Антология / сост. П.С. Гуревич. М., 1993.7. Человечность человека. Основы современного гуманизма: учеб. пособие для вузов / И.М. Борзенко, В.А. Кувакин, А.А. Кудишина. М.: Рос. Гуманист. об-во, 2005.8. Человек. Философско-энциклопедический словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Наука, 2000.Тема 1. СПЕЦИФИКА ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
  • Проблема человека в контексте философской мысли.
  • Философские проблемы антропосоциогенеза.
  • Человек, природа, культура.
  • Феномены человеческого бытия.
  • Проблема смысла жизни.
  • Основные понятия: человек, личность, антропология, антропосоциогенез, природа, общество, культура, смысл жизни, свобода воли, индивид, индивидуальность, любовь, смерть, свобода, одиночество.Проблема человека, его сущности, существования, предназначения и судьбы – одна из важнейших и древнейших проблем в истории философской и культурологической мысли. В ходе своего многовекового развития и неразрывно связанного с этим познания окружающего мира человечество стремилось найти адекватное определение сущности человека. Ответ на вопрос «что такое человек?» в различных философских и религиозных системах различен. 1. Первое представление о человеке родилось не в философии и не в науке, оно появилось в недрах религиозной веры. Здесь необходимо отметить сюжеты и предания иудаизма, античную религиозную традицию, мифологию Древнего Востока. Именно в них речь идет об известном мифе о сотворении человека, его души и тела, о происхождении человеческого рода от одной прародительской пары. В данной религиозной и мифологической традиции закладываются элементы комплекса идей о свободе личности, о бессмертии души и о преображении тела, о воскресении, о воздаянии и т.д.2. Человек есть homo sapiens, т.е. человек разумный. Это определение восходит еще к античности и является господствующим на протяжении всего периода классического рационализма. Эта концепция наиболее полно была обозначена Анаксагором, а философски оформлена Платоном и Аристотелем. Суть этого воззрения в проведении различия между животным и человеком по признаку разумности. Здесь человеческое самосознание впервые возвышается над всей остальной природой.3. Человек есть homo faber, т.е. «человек дела». Индивид – психо-физический организм, отличающийся от животного более развитой степенью своего технического интеллекта. Человеком руководят влечения. Доктрина «хомо фабер» развивалась в историческое направление медленно и постепенно, начиная с Демокрита и Эпикура. Все многообразие деятельности человека сводится к трем основным, первоначальным и универсальным инстинктам: 1) инстинкт размножения и все его производные (половой инстинкт, инстинкт самосохранения потомства, либидо); 2) инстинкт роста и власти; 3) инстинкт пропитания, сохранения.4. Человек есть дезертир жизни. Согласно этому подходу, человек с его разумом есть тупик жизни, он есть «несостоявшееся животное». Все созданное человечеством есть проявление слабости и бессилия, невозможности развиваться биологически. Проблема человека и его происхождения неразрывно связана с проблемой генезиса культуры. Становление человека, его переход от дикого состояния к собственно человеческому не может быть отделено от становления культуры. Поэтому проблема генезиса культуры, её назначения и сущности также не имеет однозначного и окончательного решения.Человек как существо, осознающее свое место в мире, всегда стремился осмыслить явления, с которыми он сталкивается в своей непосредственной жизни. Внимание лучших умов человечества издавна приковано к таким феноменам как страх, смерть, страдание, любовь и т.д. Переживание этих явлений находило отражение в философии, религии, искусстве. Одной из сложнейших проблем, связанных с человеческим существованием, является проблема смысла жизни. Имеет ли жизнь человека какой-либо смысл и ценность? Каково предназначение человека? Ответы на эти вопросы составляют вечный поиск человечества в лице его выдающихся представителей. Контрольные вопросы
  • Какие философские концепции существуют в подходе к человеку?
  • В чем заключается теория трудового генезиса человека?
  • Как соотносится биологическое и социокультурное в человеческой природе?
  • Что относится к основным феноменам человеческого существования?
  • Каково понимание смерти в различных типах религиозных и философских систем?
  • Какие оценки ценности человеческой жизни присутствуют в истории философской мысли?
  • Темы...
    Другие файлы:

    Методические рекомендации «Культурология. Содержание курса и методические рекомендации к проведению семинарских занятий для студентов по специальностям 060101 Лечебное дело, 060103 Педиатрия, 060105 Стоматология»

    Методические рекомендации 6 Тематический план 10 Программа курса, планы семинарских занятий, вопросы для самостоятельного изучения, тематика рефератов, рекомендуемая литература 13

    Методические рекомендации для студентов 4 курса специальности «Филология» Новосибирск 2001 Общее языкознание: Рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология»

    Методические рекомендации для преподавателей Методические рекомендации к построению лекционной части курса Методические рекомендации к проведению семинарских занятий

    Планы лекций и семинарских занятий по философии для студентов Методические указания