Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Учебно-методическое пособие Благовещенск Издательство бгпу 2009

Тип: учебное пособие
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮБлаговещенский государственный педагогический университетГ.В. БыковаОбучение звучащей РУССКОЙ речи Учебно-методическое пособие БлаговещенскИздательство БГПУ2009Быкова, Г.В. Обучение звучащей русской речи: учебно-методическое пособие для студентов, изучающих русский язык как иностранный / Г. В. Быкова. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. – 65 с.В пособии представлена система упражнений по формированию речевой компетенции обучаемых: развитие коммуникабельности, слухового внимания, речевого и фонематического слуха, артикуляционной моторики, совершенствование грамматического строя речи и усвоение норм произношения. Рецензенты: Е. И. Немчина, доцент кафедры русского языка ДВВКУ;Н. Л. Глазачева, к.ф.н., доцент кафедры китаеведения БГПУ.Издано на средства фонда «Русский мир»Грант № 2008/03 - 440Гульчера Вахобовна Быкова,доктор филол. наук, проф. кафедрырусского языка и методики егопреподавания БГПУОбучение звучащей русской речи: учебно-методическое пособие для студентов, изучающих русский язык как иностранныйЛР № 040326 от 19. XII. 1997__________________________________________________________________________________________________________________________Издательство Благовещенского государственного педагогического университета. 675000 Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 104Типография БГПУЗначение произносительной культурыдля развития обучаемыхЯзык как система реализуется в речи, что предполагает развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности – чтения, письма, говорения, аудирования (слышания и слушания). Согласно определению И.П. Павлова, одно и то же слово может являться в трех видах – как видимое, слышимое и произносимое. В современной кибернетической терминологии в этом случае говорят о трех кодах. Под кодом разумеется перечень сигналов определенной материальной природы и правила их комбинации.Н.И. Жинкин указывает на три таких сигнала в процессе формирования лексикона в мозгу человека: речедвижения, звуки и буквы. Существуют определенные правила перехода от сигналов одной материальной природы к сигналам другой природы. Так, переход от букв к звукам – это процесс чтения, переход от речедвижений к звукам – устная речь, переход от представляемых звуков к буквам – письменная речь. Первичным кодом является речедвигательный, или артикуляционный код. Производный от него – звуковой код, а производный от звукового – буквенный. Так как слово и все языковые правила сохраняются при этих переходах, сущность овладения речью предполагает усвоение языка во всех трех кодах. Во всяком случае, уточняет Н.И. Жинкин, два кода – речедвигательный и звуковой – образуют единую нерасторжимую естественную систему. Человек, лишенный слуха, делается немым. Буквенный код присоединяется позже, хотя и выполняет исключительно важную роль.Таким образом, основная долговременная память на слова формируется в речедвигательном анализаторе. В этой памяти сохраняется активный словарь, а в слуховом и зрительном анализаторах формируется пассивный словарь, т.е. память на узнавание слов в звуковом и буквенном кодах. Известно, что пассивный словарь больше активного, но именно активный словарь является основой, фундаментом речевого развития. Исследование этой проблемы заставляет думать, что любое слово вводится в память при помощи проговаривания (сперва вслух, потом про себя), т.е. на уровне звучания.Именно поэтому язык является универсальным средством общения между людьми в силу его звукового характера. Э. Сепир в своей книге «Язык» сформулировал это так: «Звуковой язык предшествует всем другим символическим системам коммуникации, которые являются либо его заместителями, как письменность, либо дополнениями к нему, как сопровождающие речь жесты».Речь – это действие, потому что в отличие от всех способов передачи и получения информации, которыми пользуется человек, звуковой язык обладает важным свойством: звуковые единицы не есть что-то внешнее, постороннее по отношению к человеку. Каждый, кто владеет звуковым языком, обладает навыками производства этих единиц, а не только умением опознавать их. Автор книги «Звуковой строй современного русского языка» Л.В. Бондарко замечает, что ребенок завершает овладение звуковым языком в очень раннем возрасте: к 5-6 годам дети не только понимают обращенную к ним речь, но практически и сами свободно говорят без ошибок.Следовательно, звуковая реализация всех без исключения языковых элементов является первичной, исходной для любого языка. По наблюдениям отечественных психологов, в среднем за день мы отводим на чтение 16% времени, на восприятие звучащей речи – 45%, на говорение – 30%. Тем не менее, столь много общаясь с помощью речи, мы делаем это плохо: достоверно установлено, что школьник, слушая речь учителя или диктора на родном языке, зачастую не воспринимает до 75% содержащейся в ней информации, а взрослый – до 50%. Почему это происходит? На каком уровне общения мы несем столь значительные информационные потери? Изучая устную речь, языковеды сделали убедительный вывод, что она фонетически и структурно отличается от письменной. Структурные отличия книжно-письменной и устно-разговорной форм речи неслучайны и свидетельствуют об их принципиальном различии в плане передачи информации. Если в письменной речи существует один канал информации (сам текст), то в устной таких каналов три: 1) информация, передаваемая с помощью жестов, мимики (вербальный канал передачи): на его долю приходится 55% информации; 2) информация, которая непосредственно содержится в произнесенных словах (вербальный канал, на его долю приходится 7%); 3) информация, получаемая слушателями помимо слов, которая сопутствует речи и в той или иной мере связана со словами. Эта дополнительная информация передается несловесным путем, но связана со звучанием речи, сопутствует ей, обогащает...