Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Методические рекомендации по русскому языку и литературе длЯ поступающих в мгсги

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Методические рекомендации по русскому языку и литературе длЯ поступающих вМГСГИ При поступлении в МГСГИ на любую специальность абитуриенты сдают экзамен по русскому языку и литературе /сочинение/ или по русскому языку /диктант, изложение/. Требования предъявляются в соответствии с базовыми школьными программами и государственными программами для поступающих в вузы.Вступительный экзамен помогает определить профпригодность поступающего и способность его обучаться в вузе. Он проверяет память абитуриента, логику мышления, владение речью, грамотность. Способность человека к изучению языка определяет его способность и к изучению других наук. Процесс обучения в вузе – это постоянная речевая деятельность. Хорошее владение устной и письменной речью может обеспечить человеку успешность в профессиональной деятельности и вообще в жизни. На факультете книгоиздания абитуриенты традиционно пишут сочинение. Они должны раскрыть тему, продемонстрировав знание программной художественной литературы, показав умение анализировать художественные тексты и излагать свои мысли, обнаружить владение нормами русского литературного языка, грамотность. Абитуриентам предлагается на выбор 4 темы: 1) по литературе первой половины ХIХ в.; 2) по литературе второй половины ХIХ в.; 3) по литературе ХХ века; 4) так называемая свободная тема (на любую тему литературного или пу- блицистического характера). На написание сочинения отводится 4 часа ( 240 минут) без перерыва. Отсчет времени начинается с момента объявления темы. Несколько советов как лучше распорядиться временем, отпущенным на написание сочинения. Можно посвятить 10-20 минут выбору темы. Затем 40-60 минут потратить на работу с черновиком (наброски плана, написание каких-либо важных,ключевых моментов). Обязательно нужно тщательно проверить сочинение, делая это не в последние минуты экзамена. На проверку нужно потратить не менее 20- 30 минут. 10 минут – отдых. Получается , на переписывание в чистовик своей работы абитуриент потратит часа два – два с половиной. Что касается объема, то здесь играют роль разные факторы: характер темы, стиль, жанр сочинения, даже почерк.Однако надо иметь в виду, что один из главных критериев в оценке сочинения – раскрыта или не раскрыта абитуриентом тема. Необходимо помнить, что оценка ставится одна с учетом выполнения абитуриентом всех требований к работе. Поступающие на юридический факультет пишут изложение. Целью изложения как формы вступительного экзамена является проверка знаний абитуриента по теории и практике русского языка, умения излагать правильно и последовательно мысли в соответствии с темой, навыков по культуре речи, стилистике. За изложение также ставится одна оценка. Объем изложения – примерно от 350 до 450 слов. На написание изложения отводится 3 часа. Текст читается три раза. Как к сочинению, так и к изложению план записывается только в черновике. Наличие плана способствует сохранению последовательности в передаче основного содержания текста. Важно определить при этом, какая часть в тексте является вводной, есть ли концовка, из каких абзацев состоит основная часть. В процессе прослушивания полезно выделить опорные слова, которые будут нужны для изложения. Главную мыль автора абитуриент должен обосновать примерами, выбирая из текста соответствующий материал. Если есть необходимость сжать текст, то следует вычленить основную информацию, не потерять то, что обеспечивает развитие сюжета. Процесс написания изложения, отработки полученного материала и его проверки аналогичен работе над сочинением. На факультете иностранных языков, экономическом и факультете прикладной математики и информатики в . будет проводиться диктант. Объем диктанта – от 150 до 250 слов.Целью письменного экзамена по русскому языку в форме диктанта является проверка степени владения абитуриентами правилами русского правописания, навыков активности внимания и самоконтроля. Вступительный диктант будет содержать набор орфограмм, изученных в школе в разные годы. Тексты диктантов могут быть художественными (в большинстве случаев) и публицистическими, отвечающими нормам современного литературного языка. Известно, большей результативности в усвоении и применении на практике правил по орфографии и пунктуации добиваются те, кто неустанно тренируется в повторении правил, написании диктантов. В качестве одного из видов работ по закреплению орфографических навыков можно использовать словарные диктанты. Они требуют мало времени и хорошо помогают запомнить правописание трудных слов и словосочетаний. Полезно также писать текстовые диктанты, особенно если ошибки при этом пишущему не исправляют, а лишь обозначают на строке . Найти и объяснить свою ошибку – это уже победа. Такой вид работы тренирует внимание и помогает видеть свои ошибки. Определенных результатов по закреплению пунктуационных навыков можно достичь, упражняясь в расстановке знаков в текстах. Если абитуриент пишет под диктовку, он должен прежде всего определять на слух структуру предложения. При повторении орфографии и пунктуации следует обратить внимание на следующие темы, обычно вызывающие затруднения:
  • правописание сложных слов;
  • правописание наречий;
  • правописание гласных после шипящих и ц;
  • правописание слов с чередующимися гласными в корне;
  • правописание приставок пре- (при-);
  • правописание наречий;
  • НН и Н в разных частях речи;
  • слитное и раздельное написание НЕ и НИ;
  • различение НЕ и НИ.
  • -постановка знаков препинания при однородных членах предложения, при деепричастных и причастных оборотах, в сложных предложениях, при прямой речи.
  • Одно из последних рекомендаций. Язык нельзя усвоить без запоминания. Отсюда вывод – необходимо тренировать память.