Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

по истории зарубежной литературы «Миф в романе Джона Апдайка „Кентавр“».

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Московский государственный университет им. М. В. ЛомоносоваФакультет журналистикиКафедра зарубежной литературы и журналистики© 2007 «РЕФЕРАТЫ ДЛЯ ЖУРФАКОВЦЕВ»HTTP://JOURNREF.NAROD.RUРеферат по истории зарубежной литературы«Миф в романе Джона Апдайка „Кентавр“»Студент 4** гр. д./о. MoscvitchПреподаватель Л. Г. МихайловаМосква – 2007Действие в романе Апдайка «Кентавр» (1963) охватывает всего несколько дней в январе 1947 г. Повествование ведется от лица учителя биологии Джорджа Колдуэлла. Колдуэлл - американский бедняк, страдающий в мире, где хорошо живется только людям цепким и богатым. Очевидно сочувственное отношение автора к своему герою. Своеобразие книги в том, что реально-бытовой план причудливо сосуществует с мифологическим. Авторы сайта, посвященного Апдайку, считают, что положив в основу текста античный миф о благородном кентавре, получеловеке-полуконе Хироне, Апдайк продолжил традиции Джойса («Улисс»), а также тенденции к «мифологизации» в современной литературе (Гарсиа Маркеса, Фриша). Как известно, Хирон, будучи ранен отравленной стрелой, пожертвовал дарованным ему бессмертием в пользу Прометея. Благодаря мифологическому ключу изображение действительности приобретает под пером автора широкий временной размах и метафорическую глубину. Таким приемом Апдайк, очевидно, стремился подчеркнуть «извечность» нравственно-этических проблем, поднятых в романе, неизменность свойств человеческой природы, противоборства в ней разумного и чувственного начал, добра и зла.Вычленим некоторые мифологические структуры романа. Это герои и мотивы мифа о кентавре Хнроне и о Прометее, соотносимые с персонажами Апдайка, которые действут в реальных обстоятельствах послевоенной Америки. Так, Джордж Колдуэлл предстает перед читателем в обличий доброго, сеющего знание мудреца - кентавра Хирона, Питер Колдуэлл - Прометея. директор школы Зиммсрман - Зевса, его любовница миссис Герцог — Геры, владелец авторемонтной мастерской Хамел — Гефеста, его жена Вера — Афродиты, пастор Марч - Марса, хозяин кафе Майнор Кретц — Миноса и так далее.Итак, герой романа Дж. Апдайка - провинциальный школьный учитель - очень хороший, талантливый и самоотверженный. Однако сомнительно, что он может стать выразителем великой идеи в соответствии с замыслом автора. Чтобы приподнять этот образ, сделать его масштабным и величественным, Апдайк отождествил скромного учителя с бессмертным кентавром, жертвующим собой ради человечества, слил оба образа воедино. Тем самым Апдайк поднимал проблемы будничного существования американца середины XX в. на уровень вечных тем. Двуплановость введена в роман для того, чтобы подчеркнуть нравственно-этические проблемы, неизменность свойств человеческой природы, противоборства в ней разумного и чувственного начал, добра и зла, «неба» и «ада».Исследователь Пудовочкина Н. Е. отмечает, что масштаб конфликта можно почувствовать уже в самом начальном эпизоде, определяющем тональность романа, его поэтику, построенную на постоянном столкновении мифологического и реального планов. Во время урока естествоведения кто-то запустил в преподавателя железной стрелой, пробившей лодыжку, - возможно и отравленной, как та стрела, которая сразила Хирона. Миф и реальность не соприкоснулись, а именно столкнулись, чтобы возникла важная антитеза светлого мира легенды и сумрачной будничности Олинджера, самоотверженности Хирона и беспомощности Колдуэлла, возвышенного и земного в самом лом учителе.Таким образом, усиливая эту антитезу всеми средствами повествования, Апдайк добивается максимально плотного сращения мифа и достоверности, заставляет нас одновременно следить за Колдуэллом, испытывающим боль в ноге, и сопутствовать Хирону в его последние часы перед тем, как кентавр вознесется сияющим Стрельцом среди созвездий.Мифы участвуют в романе в разных функциях: иногда подчеркивают ощущение контраста, порой их назначение - сатирически заострить мысль, либо пробиться сквозь материальный мир, отделить его от мира идеального, чтобы еще резче тенить отчужденность Колдуэлла от этого материального мира. Реалистическое отображение и мифы, взаимопроникая, дополняют друг друга и действительность создает некую оболочку мифа.Итак, в постоянном контрасте реального и мифологического развертывается основная тема «Кентавра» - упадок оскудение, измельчание общественной и наемной жизни. Собственно речь идет о том кризисе идей, ценностей, нравственных понятий, духовных устремлений, который к началу 60-х г. стал бесспорным фактом, порождая первые ростки движения протеста, вскоре охватившего самые разные круги американского общества,В романе Дж. Апдайка глубоко проанализированы причины кризиса духовности в Америке 60-х, обострение внутренних противоречии культуры. Апдайк показал дистанцию между интеллигенцией и омещанившимся «средним американцем», опираясь на противопоставление «мифологических» персонажей «реалистическим». Он показал эту дистанцию па примере учителя Колдуэлла-Хирона и трех помощников механика хаммела-Гефеста, одноглазых циклопов. Циклоп Полифем, герой мифа, был воплощение...
Другие файлы:

Інтертекстуальність в романі Джона Апдайка "Кентавр"
Дослідження біографії та творчого шляху письменника Джона Апдайка, особливостей функціонування літератури в другій половині XX століття. Аналіз засобі...

Миф и реальность в романе Д. Апдайка "Кентавр"
Как пересказать самое дорогое воспоминание? Как воссоздать для любимой девушки свой мальчишеский мир? Как это сделать, если прошлое, как и настоящее,...

Кролик, беги
Творчество американского писателя Джона Апдайка хорошо известно русским читателям по его знаменитым книгам: `Ярмарка в богадельне`, `Кента...

по истории зарубежной литературы «Оппозиция гуигнгнмы-йэху в романе Свифта «Путешествия Гулливера»

по истории зарубежной литературы Тема „потерянности поколения“ в романе Э. М. Ремарка „На Западном фронте без перемен“