Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Блок а. а. - «раздается мерный шаг. .. »

Тип: сочинение
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Блок а. а. - «раздается мерный шаг. .. »И вечный бой. Покой нам только снитсяСквозь кровь и пыль...Летит, летит степная кобылицаИ мнет ковыль...А. А. БлокТему сочинения я выбираю вполне осознанно, потому что считаю ее очень актуальной, интересной, хотя и небезопасной. Писать о революции в наши дни трудно, потому что в оценке этого явления человеческой истории сейчас наблюдается полная неопределенность. С одной стороны, революцию объявляют аморальной, причем такая оценка дается лишь революции 1917 года в России, а, например, революция конца ХУШ века во Франции по-прежнему считается “Великой”. С другой стороны, многие убеждены, что революция была благом для России, она спасла страну от гибели и принесла счастье простому народу.Чтобы принять чью-то точку зрения и высказать свое мнение, нужно, мне кажется, обратиться к свидетельствам той эпохи, к дням, “которые потрясли мир”. Важное место среди таких свидетельств принадлежит произведениям, созданным поэтами, писателями, художниками, композиторами, то есть людьми, которые тоньше, чем другие, чувствуют дух и атмосферу своего времени. А первым русским поэтом, откликнувшимся на “мировой пожар”, был Александр Александрович Блок, автор знаменитой поэмы “Двенадцать”.Эту поэму надо читать много раз, чтобы понять ее смысл, угадать позицию автора, а через нее - и смысл революции. Но читать одну поэму - это значит оторвать ее от всего творчества А. Блока, изолировать ее от того мучительного пути к родине, России, по которому прошел поэт, чтобы в конце его, поставив точку в поэме “Двенадцать”, записать в дневнике: “Сегодня я - гений”.Весь жизненный и поэтический опыт подготовил Блока к тому, чтобы откликнуться на революцию практически мгновенно, вослед происшедшему. Поэтому поэма “Двенадцать” воспринимается не как хронология события, не как хвалебная ода взявшим власть большевикам, а как отклик сердца и души поэта на то, что он называл “музыкой революции”.Для Блока революция - это прежде всего стихийный взрыв народного возмущения, “возмездие” тем, кто держал народ в нищете и темноте. Этот взрыв символически обозначен в самом начале поэмы:Ветер, ветер -На всем божьем свете!Перечислив представителей мира сытых и бездушных: буржуя, витию, попа, - Блок в девятой главе дает обобщенно-символический образ тех, кто виновен в страданиях народа:Стоит буржуй, как пес голодный,Стоит безмолвный, как вопрос.И старый мир, как пес безродный,Стоит за ним, поджавши хвост.Сравнение старого мира с безродным псом не оставляет сомнения в том, что этот мир глубоко антипатичен поэту, что Блок искренне убежден в необходимости и исторической целесообразности его уничтожения, как в этом были убеждены, между прочим, не только большевики, но и многие честные патриоты России, отнюдь не сторонники пролетарской диктатуры, задолго до событий октября 1917 года.Но ведь Блок совсем не в восторге и от тех, кто “на горе всем буржуям” раздувает пожар революции:В зубах - цигарка, примят картуз,На спину б надо бубновый туз!Это далеко не “твердокаменные большевики”, “пламенные революционеры”, как потом называли тех, кто штурмовал Зимний дворец, а деклассированные элементы, люмпены, по которым, говоря образно, “плачет тюрьма”. И ведут они себя соответственно: восприняв свободу как вседозволенность, Ванька, один из двенадцати, в порыве ревности убивает Катьку. По мнению поэта, вершители революции и не могли быть другими, потому что такими их сделал “старый мир”. Это те “кровь и пыль”, сквозь которые народ идет к справедливой жизни.Величайшая заслуга Блока, по-моему, состоит, однако, не в том, какими он нарисовал революционеров, а в том, что он уловил и передал в поэме диалектику истории: любое значительное событие, в том числе и революция, сплачивает и дисциплинирует участников, направляет их силы и волю на достижение важной цели, а также изменяет, преображает каждого из тех, кто участвует в исторической драме. Так было и во время Отечественной войны 1812 года, когда бок о бок сражались барин и холоп, освобождая Россию от нашествия Наполеона, так было и во время революции 1917 года. Товарищи не только требуют от Ваньки: “Над собой держи контроль!”, но грозно напоминают ему:Не такое нынче время,Чтобы нянчиться с тобой!Бывшие люмпены почувствовали ответственность за. совершенное и готовы взять ее на свои плечи, отвечать за судьбу России. В последней главе поэмы двенадцать, которых автор теперь называет “рабочий народ”, “вдаль идут державным шагом”. А. Блок нашел удивительно точный эпитет: “державными” могут быть действия тех, кто сознательно и осмысленно продолжает начатое, в ком месть сменяется идеей созидания. В этом мне видится пророчество поэта, не услышанное новой властью, которая, пренебрегая созиданием, в течение многих лет все силы направляла на возмездие старому миру, не замечая порой, как под топор возмездия попадали и те, ради блага которых совершалась революция. Мне кажется, что такой же пророческий смысл имеет в поэме и образ Иисуса Христа, который, оставаясь невидимым, возглавляет отряд красногвардейцев в финале поэмы. Этот образ, появившийся в поэме неожиданно и для самого Блока, напоминает о милосердии, о том, что революция не может и не должна стать кровожадным монстром, пожирающим своих детей. Не случайно ведь в статье “Интеллигенция и революция” поэт призывал всем сердцем слушать музыку революции. А “сердце” и “музыка” несовместимы с насилием и страданием, а тем более с кровью невинных. Иисус Христос и призван был напомнить об этом тем, кто решился на переделку мира.Александр Александрович Блок написал честную и чистую от сиюминутных пристрастий поэму о революции. Мне кажется, что такой и была наша революция в самом начале. И не вина Блока в том, что она изменилась впоследствии, как нет в том вины и самой революции, потому что ее характер изменили люди, не умевшие или не желавшие слушать сердцем свой народ. История уже дала оценку этим людям, а суть революции помогла мне понять гениальная поэма Александра Александровича Блока “Двенадцать”.Интересным является то, что поэма состоит из двенадцати частей и каждая часть отражается своей особенной «музыкой» чтения.Но самым интересным является смысл самой поэмы. В произведение отражены реалии зимы 1918 года, года пришествия к власти страны партии большевиков.Поэтом отражен один вечер революционной России – патрулирование Петербурга двенадцатью солдатами Красной армии. Отражен как подобает поэту-символисту – во всевозможных своеобразных символах, подсказках для читающего, раскрыл всю сутьсовременности тех далеких дней.Так, применив свой излюбленный прием – антитезу, Блок противопоставляет: цвета – черный и белый, миры – новый и старый.Такие контрасты и описания первой части поэмы раскрывают фон произведения.Так:Черный вечер.Белый снег.символизирует цвета: черный – тьму, пустоту, неизвестность; белый – свет, простоту, открытость. Черный характеризует ситуацию, в которой оказалась Россия, благодаря катаклизмам времени (четырехлетней войны, двух переворотов во власти страны), а белый – народ, который живет волею судеб в этом времени и которому предстоит «строить» новую жизнь, новую страну, Новую Россию.Поэтому сразу же за этим следует ветер, который на всем белом свете и от которого никто на ногах устоять не может.Ветер – это символ очищения. Блоковский ветер – это революция, которая сметает все ненужное, некрепкое «на всем божьем свете!», то есть по всей России-матушке.На фоне также можем заметить мнения разных людей о том времени, в котором они находились.Старушка, которой жалко лоскут-плакат от прошлой революции, из которого можно сделать портянки для ребят, а то «всякий – раздет, разут…». И тут же старушку называют «курицей» - высмеивают, тем самым показывая неуважение к старым людям(болезнь всех времен и поколений).Тут и молчаливый буржуй «на перекрестке В воротник упрятал нос». Буржуями тогда был любой человек, у которого имелись деньги, независимо от того, как они ему достались, в основном честным трудом. Вот он и стоит, задумавшись, молчит, выбирает, а мороз все пробирает…Также можно увидеть представителя интеллигенции в лице писателя, который говорит:- Предатели!- Погибла Россия!и тут же получает имя Вития, поэта, изощренного в красноречии, который говорит слишком изысканно, напыщенно, с замысловатыми выражениями, совсем не под стать тому времени, где все просто.Не обойдены вниманием и богослужители:А вон и долгополый –стороночкой и за сугроб…Что нынче невеселый,Товарищ поп?Революционеры не ве...
Другие файлы:

Раздается мерный шаг... По поэме А.А.Блока Двенадцать.

Раздается мерный шаг... По поэме А. Блока Двенадцать

«Раздастся мерный шаг…»(По поэме А. Блока «Двенадцать»)

Численные методы при решении задач
Решение задачи по методу Адамса. Блок-схема функции main. Блок-схема функции Adams. Листинг программы. Блок-схема функции MMinor. Блок-схема функции M...

Продюсирование как форма управления персоналом в музыкальной индустрии
Роль продюсера в музыкальной индустрии. Продюсерская команда. Финансовый блок. Организационно-правовой блок. Творческо-управленческий блок. PR-блок. У...