Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Издательское дело и полиграфия

Определение понятия "литературно-художественная книга

Тип: реферат
Категория: Издательское дело и полиграфия
Скачать
Купить
Определение понятия "литературно-художественная книга Кожевников Г.В.Литературно-художественная книга включена в сложную систему связей с различными сферами человеческой деятельности, в первую очередь, с. художественной и коммуникативной деятельностью. Система связей литературно-художественной книги аналогична системе связей родового для нее понятия ''книга": человеческая деятельность - коммуникативная деятельность (литература) - книга. В данном случае словесная художественная деятельность как один из видов художественной деятельности отражается, фиксируется в виде художественной литературы - одного из способов коммуникации. Художественная литература, в свою очередь, опредмечивается в форме литературно-художественной книги как одного из видов книги, современные представления о литературе как семиотической системе, способе социальной коммуникации только начали складываться в книговедении и ряде других специальных наук. Существующие публикации по этой проблеме позволяют прийти к выводу, что литература является уровнем развития системы естественного языка и тесно связана с тем видом человеческой деятельности, социальную информацию о котором она содержит. На основании этого разработана достаточно сложная дифференциация видов литературы.Среди видов литературы выделяют и художественную литературу - семиотическую систему, способ коммуникации, отражающий определенную сферу художественной деятельности, - словесную художественную деятельность.Традиционным термином "художественная литература" обозначают и вид искусства - словесную художественную деятельность, и вид литературы. Подобный подход создает известную путаницу, двойственность при выявлении сущности данного понятия. Для книговедческих исследований, связанных прежде всего с изучением книги как способа социальной коммуникации, разграничение художественной литературы как вида художественной деятельности и как вида литературы представляется необходимым.Такой подход дает возможность рассматривать художественную литературу как коммуникативную систему в ряду других видов литературы, а не как вид искусства. Художественная литература, таким образом, может быть рассмотрена как вид литературы - способ опосредования словесного художественного творчества в социальной коммуникативной системе "литература".Это не противоречит существующим книговедческим концепциям литературы и ее видов. Виды литературы "складывались постепенно под влиянием общественных потребностей, в связи с развитием общественной практики, приведшей к дифференциации общественного сознания и расширению сфер и целей человеческого общения" . Вид литературы объективно определяется системой признаков: предмет, целевое назначение и читательский адрес, взятых не как механическая совокупность, а в их диалектическом единстве.Художественная литература представляет собой вид литературы, предметом которого является система словесных художественных образов - результат словесного художественного освоения действительности. Целевое назначение (социальная функция) этого вида литературы - обеспечение процесса передачи, обращения в обществе системы словесных художественных образов, обмена словесной художественной информацией. Читательский адрес - направленность на удовлетворение потребности общества в литературном художественно-образном общении.Произведение художественной литературы может существовать в обществе в различных системах коммуникации: книжном деле, телевидении, радиовещании, кинематографе и т.д. Именно они способны сделать литературно-художественное произведение действительно общественным явлением, включить его в сферу общественного сознания.Художественная литература опосредуется в книжном деле в литературно-художественную книгу. Она является одной из форм существования художественной литературы и предшествовавшей ей словесной художественной деятельности.В основе этого подхода лежат современные книговедческие представления о книге как способе социальной коммуникации, нашедшие отражение в выступлениях на пяти Всесоюзных научных конференциях по проблемам книговедения и в ряде научных публикаций .Книга является способом социальной коммуникации, определенной ступенью коммуникационного процесса, сущностью и содержанием одного из его уровней - "книжное общение". Существенным типологическим признаком книги выступает диалектическое единство предмета, целевого назначения и читательского адреса.Предметом книги выступает литературное произведение, которое само по себе представляет достаточно сложное и системное явление. Оно принадлежит к определенному виду литературы, к определенному литературному жанру. В нем отражена в виде системы образов (обыденных, художественных, научных) социальная информация, тесно связанная с одной из сфер человеческое деятельности.Целевое (социальное) назначение книги аккумулирует в себе всю специфику задач коммуникативной деятельности и различных ее способов, а также специфику социальных задач различных сфер общественно-практической деятельности, обслуживаемых этими способами коммуникации. Аналогично определяется и сложность, системность читательского адреса книги.Существуют некоторые устойчивые формы организации, воплощения литературных произведений в книгу в коммуникационном процессе "книжное общение". Эти исторически сложившиеся формы книги характеризуются единством предмета, целевого назначения и читательского адреса. Иными словами, они представляют собой внутренние уровни коммуникационного процесса "книжное общение" и являются отражением различных сфер человеческой деятельности, коммуникационное обеспечение которых происходит с помощью одной из форм книги. Эти устойчивые формы организации литературного произведения в книгу, тесно связаннее с определенным видом литературы (литературного общения) и выделяемые на основе дальнейшей конкретизации предмета, целевого назначения и читательского адреса книги, называют видом книги.Правомерно выделение таких видов книги, как литературно-художественная, научная, научно-популярная книга и другие. Необходимо отметить, однако, что понятие "вид книги" не тождественно понятию "вид литературы". Нельзя допускать их смешения, так как книга - только один из возможных вариантов существования литературного произведения. Следовательно, и вид книги является только одним из вариантов существования, функционирования в обществе вида литературы.Предметом литературно-художественной книги является произведение художественной литературы, то есть результат литературно-художественного общения, результат предшествующего уровня опредмечивания системы словесных художественных образов в процессе литературно-художественного общения.В предмете литературно-художественной книги аккумулируется процесс и результат литературно-художественного освоения действительности: словесная художественная деятельность, "литературный род" как мыслительный способ словесного художественного освоения действительности, словесный художественный образ. Кроме того, в нем закреплен процесс и результат литературного общения: художественная литература, жанр художественно-литературного общения, литературно-художественное произведение.Важно отметить, что предмет литературно-художественной книги - литературно-художественное произведение - не сводится только к тексту, а всегда есть единство текста и контекста; "Текст - печатный, написанный или устный-записанный - не равняется всему произведению в его целом (или "эстетическому объекту"). В произведение входит и необходимый внетекстовый контекст его. Произведение как бы окутано музыкой интонационно-ценностного контекста, в котором оно понимается и оценивается (конечно, контекст этот меняется по эпохам восприятия, что создает новое звучание произведения)" .С изменением контекста литературно-художественного произведения возникает необходимость изменения конкретного способа его организации в литературно-художественное книжное издание, то есть самой литературно-художественной книги и средства ее существования, ее результата - литературно-художественного книжного издания, которое тоже является единством своего текста и контекста .Целевое назначение литературно-художественной книги можно определить как обеспечение процесса обращения в обществе литературно-художественных произведений средствами одного из способов социальной коммуникации - книжного общения, книги. При этом целевое назначение этого вида книги, как и ее предмет, аккумулирует все предыдущие уровни опосредования словесной художественной информации в коммуникационном процессе: целевое назначение (социальные функции) словесной художественной деятельности, целевое назначение художественной литературы. Только когда художественное сознание становится в литературно-художественной книге "практическим, действительным" сознанием, когда система словесных художественных образов реализуется в литературно-художественном произве...
Другие файлы:

Книговедение. Естественнонаучная и техническая книга
Постоянное изучение конъюнктуры изданий определенногоотраслевого книжного рынка является обязательной составнойчастью курса «Книговедение. Естественно...

Художественная культура как предмет социологического анализа
Функции и структура художественной культуры. Виды искусства в современных российских условиях, специфика их проявления и действия в различных социальн...

Художественная литература в преподавании новой истории (1640-1917)
Художественная литература служит одним из важных источников ознакомления учащихся с историческим прошлым. В практике преподавания истории в советской...

Публицистика и литературно-художественная критика Достоевского
Общественно-политические и литературные взгляды Ф.М. Достоевского. В.А. Туниманов о творчестве и взглядах писателя. Круг проблем, освещаемых в журнале...

Сами о себе
Художественная самодеятельность -- Репертуарные сборники.Школьная художественная самодеятельность.В книге собраны - cтихи, инсценировки, песни, описан...