Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Эмпирический анализ школьной дезадаптации подростков

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Социально-средовые, психолого-педагогические и медико-биологические факторы развития явления школьной дезадаптации, практика ее преодоления. Неправомерное использование медицинских псевдотерминов для "обозначения" детей, испытывающих трудности в обучении.
Краткое сожержание материала:

Размещено на http://www. allbest. ru/

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы подростковой дезадаптации

1.1 Понятие и виды школьной дезадаптации

1.2 Методики исследования школьной дезадаптации

Глава 2. Эмпирический анализ школьной дезадаптации подростков

2.1 Эмпирическая характеристика дезадаптации

2.2 Факторы влияющие на возникновение дезадаптации

2.3 Анализ практики преодаления школьной дезадаптации и пути ее совершенствования

Заключение

Используемая литература

Приложение

школьный дезадаптация псевдотермин обучение

Введение

На пороге XXI века, в условиях глубоких перемен, происходящих в России, идёт переход к рыночным отношениям, который влечет за собой изменения в политике, экономике и, как следствие - психологии человека. Этот переход, затрагивая все сферы жизни, нередко тяжким бременем ложится на плечи людей, меняя устоявшиеся взгляды, привычки, нравственные ценности и социальные роли. И если какой-то категории людей перемены в обществе даются довольно легко, то для других это становится личной трагедией, что выражается или в полной неприспособленности к ним, или социальных язвах (преступлениях, бродяжничестве, алкоголизме, наркомании, психических нарушениях и т. д.). О таких людях принято говорить, что они дезадаптированы, относя к ним тех, кому не удается деятельность, общение, кто не "вписался" в своё окружение, испытывая психологический дискомфорт, наносит вред другим людям и себе. Я, считаю, что особенно тяжело, когда к описанным выше категориям людей относятся несовершеннолетние. Именно из них появляются взрослые, дезорганизующие общество, мешающие его полноценному развитию, наносящие вред себе и окружающим. Отсюда проблема из психолого-педагогической превращается в социальную, что обусловливает отношение к ней общества. Столь неприглядной картине помимо множества социальных факторов способствует ситуация, когда дезадаптация несовершеннолетних доводится до крайних пределов, не будучи ликвидированной в самом начале: в семье, школе, техникуме, ПТУ и т. д. К сожалению, те, кто призван это делать (родители, учителя, классные руководители, воспитатели), бывают к этой деятельности подготовлены крайне слабо или вообще не готовы. Затруднения, часто возникающие в обучении, скрытые и явные конфликты в общении, различные формы асоциального поведения - все это свидетельствует о плохом приспособлении ребенка к условиям школьного обучения и является препятствием для развития познавательных процессов в целом.

Актульность темы: Адаптация школьников к условиям учебной деятельности органически связана со многими другими проблемами образования. В последнее время произошла смена акцентов в понимании главенствующих факторов дезадаптации: высоко оценивая значимость фактора биопсихологического, проявляющегося в особенностях психофизического развития детей, ученые ведущее значение придают социопсихологическому фактору. Это связано с резким усложнением социального портрета общества, расслоением социальной структуры, сменой главных жизненных ориентиров общества в целом и отдельных индивидуумов в частности.

Все это заметно отразилось на масштабе и глубине дезадаптации школьников к усложняющимся условиям школьной жизни. Наиболее наглядно и интенсивно эти процессы протекают у подростков, которые характеризуются быстрой и глубокой психологической и биологической перестройкой организма, множеством сложных социальных связей, психологической неустойчивостью. В результате дезадаптации как отклонения от возрастных норм в ситуации развития личности и организма у подростков появляются психические расстройства, предрасположенность к возникновению вредных привычек, проявления девиантного поведения, снижается успеваемость, возрастает вероятность правонарушений и, следовательно, социальная опасность. Вследствие этого возникает потребность в подробном анализе сущности механизмов факторов дезадаптации; разработке системы работы педагогических коллективов по педагогической поддержке учащихся в дезадаптационных ситуациях с учетом возрастных особенностей.

В настоящее время диагностика, профилактика дезадаптации, реадаптация осуществляются в общеобразовательных заведениях социальными педагогами, психологами, учителями, классными руководителями, но их усилия, как правило, не взаимосвязаны, что снижает их эффективность. Это заставляет по-новому посмотреть на формы педагогической поддержки учащихся в дезадаптационно опасных ситуациях через создание целостной системы работы педагогического коллектива по профилактике школьной дезадаптации и организации процесса реадаптации подростков. О большом практическом и теоретическом значении вопроса школьной подростковой адаптации говорит рост числа как отечественных, так и зарубежных публикаций, посвященных этой проблеме. Проблема адаптации детей в школе, причины девиантного поведения постоянно волнуют как педагогов, воспитателей, так и психологов. Огромную роль в рассмотрении проблем нарушения дисциплины, причин нежелания учиться принадлежат отечественным педагогам -- П. П. Блонскому, К. Д. Ушинскому, С. Т. Шацкому и др. В настоящее время актуальными представляются воззрения Л. С. Выготского на механизм адаптации индивидуумов к обществу в процессе формирования личностного опыта. Значительный вклад в изучение проблемы генезиса личности, соотношения социального и индивидуального в личностном опыте внесли ученики Л. С. Выготского -- Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев и др. Вопросы устойчивости личности в различных условиях рассмотрены в работах И. С. Кона.

Наряду с общетеоретическими работами стали появляться узкоспециализированные детальные изыскания по различным направлениям, в том числе по изучению причин и путей профилактики школьной дезадаптации. Эта проблема была и остается одной из самых актуальных, поэтому ей посвящены сотни трудов, диссертаций, книг, статей и т. п. Влияние среды на процесс дезадаптации, меры социальной поддержки учащихся в предконфликтных и конфликтных ситуациях рассматривается в работах Б. Н. Алмазова. Причины и формы дезадаптации в связи с неврозами представлены в работах С. А. Бадмаева, Б. С. Братусь, В. Н. Мясищева, А. С. Слуцкого, Н. И. Фелинской и др. Педагогические и социальные проблемы дезадаптации -- в работах Ю. Е. Алешиной, А. С. Белкина, Т. А. Власовой, А. И. Кочетова и др. В работах Л. М. Аболина, С. А. Беличевой, К. Н. Волкова,

А. Е. Личко, Ю. А. Миславского и др. акцентируется внимание на психологических аспектах дезадаптации. В зарубежной печати имеются работы по характеру проявлений и типологии дезадаптации. Среди них можно выделить исследования С. Аш, посвященные механизму комфортности; труды П. Поппера и И. Раншбурга о социальных факторах развития личности; М. А. Робера и Ф. Тильмана о типологии личности, психологии индивидуального и группового поведения; Е. Галантера, Дж. Миллера и К. Прибрама -- о нейродинамических аспектах личности; М. Земска -- об адаптации подростков в семье; Г. Лебона -- о законах поведения человека в неорганизованной общности людей. В работах неофрейдистов А. Адлера, К. Хорни, К. Юнга, Э. Фромма и др. особое внимание уделяется структуре личности, природе комплексов, социальной обусловленности поведения и психики человека. Несмотря на значительное количество публикаций по проблеме школьной дезадаптации, многие аспекты процесса адаптации и реадаптации остаются мало исследованными, особенно с позиций современных гуманистических подходов к образованию.

Нельзя не заметить существующее противоречие между фундаментально разработанными теоретическими концепциями личностно-ориентированного образования и предметно-ориентированными установками педагогической деятельности многих школьных педагогов, для которых личность школьника остается на втором плане по сравнению с его успехами в учебе. Это является главной причиной дискомфортного состояния учащихся, что часто ведет к общей дезадаптации подростков.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы подростковой дезадаптации

1. 1 Понятие и виды школьной дезадаптации

По с...

Другие файлы:

Взаимосвязь стиля педагогической деятельности и проявления школьной дезадаптации школьников
Виды и факторы школьной дезадаптации. Современные классификации стилей педагогической деятельности. Роль преподавателя в адаптации школьников. Методик...

Психологические особенности адаптации младших школьников. Сравнительный анализ сельской и городской школ
Теоретический анализ факторов школьной дезадаптации. Нарушение школьной адаптации как междисциплинарная проблема. Основные проявления и факторы школьн...

Эмпирический анализ девиантного поведения подростков
История изучения, понятие и виды девиантного поведения подростков в контексте психологической науки, его несоответствие социальным нормам и причины во...

Преодоление социальной дезадаптации осужденных подростков средствами социально–психологической работы
Факторы возникновения социальной дезадаптации осужденных подростков. Основные направления социально-психологической работы по преодолению социальной д...

Психологическое и педагогическое сопровождение детей со школьной дезадаптацией
Определение школьной дезадаптации и ее основные причины. Пример школьной и социальной дезадаптации и рекомендации по ее коррекции. Трудности обучения...