Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологическое и педагогическое сопровождение детей со школьной дезадаптацией

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Определение школьной дезадаптации и ее основные причины. Пример школьной и социальной дезадаптации и рекомендации по ее коррекции. Трудности обучения детей и нарушение поведения. Невозможность обучения ребенка по программе, адекватной его способностям.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Реферат

По предмету: «Основы неврологии»

Тема

«Психологическое и педагогическое сопровождение детей со школьной дезадаптацией»

Содержание

Введение

Определение школьной дезадаптации

Причины школьной дезадаптации

Сопровождение

Пример школьной и социальной дезадаптации и рекомендации по ее коррекции

Заключение

Список литературы

Введение

Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.

Вследствие неблагоприятных социальных условий в нашей стране в настоящее время появляется много детей с проблемами развития, с отклонениями в психофизическом здоровье, нарушениями поведения. Пагубное влияние сложившаяся социальная ситуация оказала и на школу, которая, выполняя новый социальный заказ - реализацию принципов гуманизации, построения вариативных форм образования, пошла по пути не всегда обоснованных инноваций. Реализация этих принципов на практике привела к диспропорции когнитивного и эмоционального развития ребенка, породившей массовые трудности обучения детей и явление школьной дезадаптации . Несмотря на то что в настоящее время на решение проблемы школьной дезадаптации направлены усилия многих специалистов, использующих широкий комплекс методов - медицинских, социально-педагогических и психологических, они часто оказываются недостаточно эффективными. Это обусловлено отсутствием единой теоретической позиции специалистов, разнообразием используемых ими подходов и теоретических установок, а также некритичным заимствованием технологий и методов психотерапии и психолого-педагогической коррекции, разработанных за рубежом.

школьный дезадаптация обучение школьный

Определение школьной дезадаптации

Н.Г. Лусканова и А.И. Коробейников определяют школьную дезадаптацию как совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально-психологического и психофизиологического статусов ребенка требованиям ситуации школьного обучения.

Школьная дезадаптация характеризуется преимущественно невозможностью обучения ребенка по программе, адекватной его способностям, и нарушениями поведения, которые не согласуются с установленными Уставом школы правилами и дисциплинарными нормами.

Психологический, проблемный подход к школьной дезадаптации направляет внимание на анализ и помощь при конфликтных отношениях ребенка: "ребенок и его родители (семья)", "ребенок и сверстники", "ребенок и учитель", "ребенок и школа как институт обучения", "ребенок и его психическое и физическое здоровье, личностная самооценка".

Критерии школьной дезадаптации.

Обобщенно картину школьной дезадаптации можно представить следующим образом:

1. неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка, включая такие формальные признаки как хроническая неуспеваемость, второгодничество и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков (когнитивный компонент школьной дезадаптации).

2. нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе (эмоционально-личностный компонент школьной дезадаптации).

3. повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя соученикам, учителям; демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, школьный "вандализм" (поведенческий компонент школьной дезадаптации).

Причины школьной дезадаптации

При анализе причин школьных трудностей детей важно исследовать факторы, определяющие характер взаимодействия и структуру деятельности в системе «ребенок - значимые взрослые», поскольку условия здорового развития ребенка могут быть созданы лишь в целостной психолого-педагогической системе, включенной в общий контекст современной социальной реальности. Психологический анализ внутренних проблем системы «ребенок - значимые взрослые» может быть осуществлен путем исследования факторов, определяющих современные тенденции изменения характера взаимодействия ее членов и структуры их деятельности. По нашему предположению, именно анализ взаимоотношений и деятельности в социальной системе «ребенок - значимые взрослые», складывающихся в семьях и в образовательных учреждениях, позволяет более детально проследить условия и причины формирования дезадаптивных механизмов в современных условиях воспитания и обучения детей.

Ряд авторов указывают на то, что в современной школе процесс формирования учебной деятельности часто затруднен. Важнейшим фактором риска, характерным для настоящего времени, является ориентация педагогов на отбор детей при их поступлении в школу. При таком отборе, как правило, не учитываются такие важные психологические закономерности развития детей, как неравномерность их психического развития, индивидуальные варианты прохождения возрастных этапов.

К неблагоприятным факторам можно отнести также использование современными педагогами стрессовых тактик, интенсификацию учебного процесса, несоответствие технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьника. М.М. Безруких считает влияние этих факторов особенно опасным, так как они действуют на ребенка длительно, непрерывно и в период, когда школьник к ним наиболее чувствителен. Особенно негативно влияет на возможности обучения детей ориентация педагогов на темповые характеристики их деятельности. Это проявляется, в частности, в скоростных установках при обучении детей математике, письму и чтению в начальной школе, которые не только не способствуют развитию, но и тормозят формирование у детей учебных навыков, нарушая их психофизиологическую структуру. Это приводит к снижению работоспособности детей и их выраженному переутомлению. Наиболее опасна скрытая интенсификация учебного процесса, когда при реальном сокращении количества учебных часов объем учебного материала сохраняется или даже увеличивается.

Еще один неблагоприятный фактор связан с неоднократно отмеченной специалистами несбалансированностью интеллектуального и мотивационного развития детей, что приводит к росту напряжения, стрессу и учебным перегрузкам детей. Результатом влияния указанных выше негативных факторов на процесс обучения является характерная для большинства младших школьников несформированность рациональных способов учебной работы, приемов и навыков интеллектуальной деятельности. Поскольку взрослые недостаточно ориентированы на формирование приемов мыслительной деятельности у детей, то учащиеся при изучении нового материала обычно пытаются просто запомнить его, что влечет за собой неоправданную затрату времени и сил, учебные перегрузки, чувство недовольства и скуки, отвращение к учебе.

Важным фактором, определяющим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является также позиция родителей. Большинство авторов отмечают у современных родителей тот же формальный подход, не учет возрастных закономерностей и особенностей развития ребенка, что и у педагогов. Этим можно объяснить потерю взаимопонимания в детско-родительских отношениях. Родители, как и педагоги, часто акцентируют внимание лишь на приобретении школьником знаний и учебных навыков, не понимая важности его ориентировки в учебной деятельности. Взрослые в процессе обучения и воспитания не всегда учитывают зону ближайшего развития ребенка и не понимают его реального состояния. В результате у большинства детей повышается тревога, возникает неуверенность в себе, что в одних случаях проявляется в депрессивных тенденциях, а в других - в негативистических установках, агрессивных реакциях и в протестном поведении. В любом случае это провоцирует конфликтные взаимодействия ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками и сопровождается разрывом контакта или дефицитарным слиянием с ними.

Ситуация часто усугубляется тем, что неуспех ребенка обычно приводит к противостоянию учителей и родителей. Важно отметить недостаточное взаимопонимание всех субъектов образовательного процесса, позиции которых варьируются от отгороженности и отсутствия контакта до их конфликтного противостояния с перекладыванием ответственности за неуспех друг на друга. Складывающаяся в результате такого взаимодействия социальная ситуация развития детей не способствует полноценному прохождению ими этапов младшего и среднего школьного возраста и затрудняет формирование у них соответствующих психологических новообразований.

Указанные факторы риска возникновения школьных трудностей являются предпосылками формирования «замкнутого круга дезадаптации» в системе «ребенок - значимые взрослые».

При рассмотрении механизма дезадаптации учитывается, что ребенок может включиться в процесс обучения лишь при условии, если внешние социальные требования соответствуют зоне его ближайшего развития. Однако большинство авторов указывают на несоответствие возможностей ребенка школьным требованиям, что влечет за собой его болезненное отношение к окружающим, возникновение внутреннего психологического конфликта, потерю учебной мотивации, снижение познавательной активности, формирование пассивной позиции и конфликтных отношений с учителем и сверстниками. При этом формируется психологическая защита...

Другие файлы:

Психологическое развитие детей "группы риска"
Особенности психологического развития детей "группы риска", их характеристика, выявление и психолого-педагогическое сопровождение. Коррекционно-развив...

Социально-педагогическое сопровождение детей в учреждениях дополнительного образования
Понятие социально-педагогического сопровождения. Социально-педагогическое сопровождение досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образован...

Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи
Семья как институт социализации. Специфика воспитания подростка в многодетной семье и специфические особенности подросткового возраста. Категории "соц...

Педагогическое сопровождение в развитии коллективной творческой деятельности учащихся
Сущность понятия "коллективная творческая деятельность" и "педагогическое сопровождение". Специфика педагогического сопровождения в осуществлении колл...

Психологическое сопровождение леворуких детей
Исследование способов приспособления детей-левшей к традиционным методикам обучения и воспитания. Анализ нарушений психического развития, возникновени...