Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Эмоцональный тон и настроение как составляющие эмоций

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Обзор основных теорий эмоций в отечественной и зарубежной психологии. Особенности настроения и эмоционального тона, как составляющих эмоций. Психологический анализ эмоционального тона ощущений и впечатлений. Определение понятия настроения и его структуры.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

“Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины”

Факультет психологии и до вузовской подготовки

Кафедра психологии

Курсовая работа

Эмоциональный тон и настроение как составляющие эмоций

Исполнитель:

студента группы ПС-21

Привалова Александр Владимирович

Научный руководитель:

старший преподаватель

Соколова Эмилия Александровна

Гомель 2012

Содержание

Введение

1. Обзор основных теорий эмоций в отечественной и зарубежной психологии

1.1 Теории эмоций в отечественной психологии

1.2 Теории эмоций в зарубежной психологии

2. Эмоциональный тон и настроение как составляющие эмоций

2.1 Психологический анализ понятий эмоциональный тон ощущений и эмоциональный тон впечатлений

2.2 Определение понятия настроения, его сущность и структура

Заключение

Литература

Введение

На протяжении многовековой истории исследования эмоций пользовались самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека.

До сегодняшнего дня нет единой точки зрения на природу происхождения эмоций. Разные авторы по-разному определяют эмоции, условия и механизмы их возникновения и формирования по мере взросления человека. И поэтому проблема их изучения представляется крайне важной.

«Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребности значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее» [1, с.10].

Как показал анализ психологической литературы, эмоции -- особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоции и чувства -- личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В.К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам. Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия» [2, с.45].

Цель работы: рассмотреть основные подходы к развитию эмоций.

Задачи:

1. Осветить основные теории эмоций в отечественной и зарубежной психологии.

2. Раскрыть содержание понятий «эмоциональный тон» и «настроение», как составляющих эмоций.

Данную проблему затрагивали в своих работах А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.К. Анохин, П.В. Симонов, П.Б. Ганнушкин, В.К. Вилюнас, В. Вундт, У. Джеймс, Ч. Дарвин, И. Изард и др.

1. Обзор основных теорий эмоций в отечественной и зарубежной психологии

1.1 Теории эмоций в отечественной психологии

Теория эмоций А.Н.Леонтьева.

Как пишет А.Н. Леонтьев, к эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Функцию регуляции они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значения для осуществления его жизни. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, не - удовольствия, страха, робости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретаю сложно-обусловленный характер, дифференцируются и образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов; социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни. По своему происхождению, способам проявления и формам протекания эмоции характеризуются рядом специфических закономерностей [3, с.215].

Даже так называемые низшие эмоции являются у человека продуктом общественно-исторического развития, результатом трансформации их инстинктивных, биологических форм, с одной стороны, и формирования новых видов эмоций - с другой; это относится также к эмоционально-выразительным, мимическим, и пантомимическим движениям, которые, включаясь в процесс общения между людьми, приобретают в значительной мере условный, сигнальный и, вместе с тем социальный характер, чем и объясняются отмечаемые культурные, различия в мимике и эмоциональных жестах. Таким образом, эмоции и эмоциональные выразительные движения человека представляют собой не рудиментарные явления его психики, а продукт положительного развития и выполняют в регулировании его деятельности, в том числе и познавательной, необходимую и важную роль. В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют у человека различные виды, отличающиеся по своим психологическим особенностям и закономерностям своего протекания. К эмоциональным, в широком смысле, процессам в настоящее время принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффекты.

Аффектами называют в современной психологии сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может, однако, изменяться, в частности, под влиянием воспитания и самовоспитания. У человека аффекты вызываются не только факторами, затрагивающими поддержание его физического существования, связанными с его биологическими потребностями и инстинктами. Они могут возникать также в складывающихся социальных отношениях, например, в результате социальных оценок и санкций. Одна из особенностей аффектов состоит в том, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события. В связи с этим их регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта - аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам которые прежде вызывали аффект.

Такие аффективные следы ("аффективные комплексы") обнаруживают тенденцию навязчивости и тенденцию к торможению. Действие этих противоположных тенденций отчетливо обнаруживается в ассоциативном эксперименте: первая проявляется, в том, что даже относительно далекие по смыслу слова - раздражители вызывают по ассоциации элементы аффективного комплекса; вторая тенденция проявляется в том, что актуализация элементов аффективного комплекса вызывает торможение речевых реакций, а также торможение и нарушение сопряженных с ними двигательных реакций. Возникают так же и другие симптомы (изменение кожно-гальванической реакции, сосудистые изменения и др.). При известных условиях аффективные комплексы могут полностью оттормаживаться, вытесняться из сознания. Особое, преувеличенное значение последнему придается, в частности, в психоанализе. Другое свойство аффектов состоит в том, что повторение ситуаций, вызывающих то или иное отрицательное аффективное состояние, ведет аккумуляции аффекта, которая может разрядиться в бурном неуправляемом "аффективном поведении - "аффективном взрыве" [3, с.225].

Собственно эмоции.

В отличие от аффектов, собственно эмоции представляют собой более длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т. е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоции носят отчетливо выраженный индикаторные характер. Это значит, что они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации, поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживании, возникающих в общении с другими людьми, и в частности передаваемых средствами искусства. Само выражение эмоций приобретает черты социально формирующ...

Другие файлы:

Современные зарубежные концепции эмоций
Понятие эмоции как психического отражения, ее адекватное понимание. Различные подходы к пониманию эмоций. Детерминистские, когнитивные и функциональны...

Эмоции человека
Виды и роль эмоций в жизни человека. Классификация эмоций по силе длительности и качественным параметрам. Теории эмоций и их содержание. Самооценка эм...

Значение эмоции в профессиональной и личной жизни человека
Сущность эмоций, причины их возникновения и виды. Настроение как длительное эмоциональное состояние человека. Сущность теорий эмоций Джеймса-Ланге и К...

Чувства и эмоции
Понятие об эмоциях и чувствах. Физиологические механизмы эмоций и чувств. Выражение эмоций и чувств. Функции чувств и эмоций. Формы переживания эмоций...

Исследование содержательных характеристик коммуникативной функции эмоций
Понятие эмоций и основные подходы к их классификации. Психологическая характеристика эмоций. Развитие эмоциональной сферы ребенка. Коммуникативная фун...