Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Исследование содержательных характеристик коммуникативной функции эмоций

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Понятие эмоций и основные подходы к их классификации. Психологическая характеристика эмоций. Развитие эмоциональной сферы ребенка. Коммуникативная функция эмоций. Исследование взаимосвязи коммуникативной функции эмоций и эмоционального интеллекта.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВВЕДЕНИЕ

Глубокие социальные изменения в общественно-политической и экономической сфере последнего десятилетия привели к резкому возрастанию количества аффективных расстройств (тревожных, депрессивных и др.). Представляется, что именно эмоциональная сфера становится наиболее патогенной зоной в современной культуре. Значение эмоций в жизни человека чрезвычайно велико, и не случайно многие авторы (В. К. Вилюнас, Б. И. Додонов, К. Э. Изард, П. В. Симонов, П. Фресс и др.) отмечают их роль в мотивационном, и адаптивном процессе, связывая эмоции с потребностями и их удовлетворением [15; 29; 34; 71; 74]. Эмоции за счет своего экспрессивного компонента - выразительные пантомимические и мимические движения, принимают активное участие в установлении эмоционального контакта в процессе взаимодействия между людьми.

Таким образом, с одной стороны, есть потребность в изучении и развитии коммуникативной функции эмоций, с другой стороны, в психологической, педагогической литературе нет подробной проработки практических рекомендаций по данной проблеме.

Объект исследования -- психологический феномен «эмоции».

Предмет исследования -- коммуникативная функция эмоций.

Целью дипломной работы является исследование содержательных характеристик коммуникативной функции эмоций.

Анализ литературных источников по заявленной проблеме позволил сформулировать гипотезу, имеющую следующие допущения:

1. Существует взаимосвязь между отдельными содержательными характеристиками коммуникативной функции эмоций и эмоциональным интеллектом.

2. Возможно, достигнуть качественного изменения содержательных характеристик коммуникативной функции эмоций субъекта.

Исходя из цели и гипотезы исследования, в работе ставятся следующие задачи:

1. Изучить основные теории и концепции эмоций, разработанные в зарубежной и отечественной литературе.

2. Уточнить содержание основных понятий, характеризующих эмоциональную сферу человека, а также классификацию, роль и функции эмоций.

3. Выделить содержательные характеристики коммуникативной функции эмоций и раскрыть на содержательном уровне понятие «эмоциональный интеллект».

4. Экспериментально исследовать содержательные характеристики коммуникативной функции эмоций для этого:

— сформировать банк диагностических методик и провести системную диагностику коммуникативной функции эмоций и эмоционального интеллекта в рамках констатирующего эксперимента;

— использовать статистические методы для выявления возможных связей между диагностическими шкалами методик измеряющих содержательные характеристики коммуникативной функции эмоций и эмоциональный интеллект;

— разработать и апробировать на практике программу по развитию коммуникативной функции эмоций;

— провести сравнительно-сопоставительный анализ данных, полученных в результате констатирующего и контрольного экспериментов;

— проверить достоверность различий типичного сдвига исследуемых признаков методом математической статистики;

— оценить эффективность предложенной программы - за критерий оценки принять диагностику отдельных характеристик коммуникативной функции эмоций.

Исходную выборку исследования составили 35 человек с неполным высшим образованием - студенты четвертого, пятого курса психологического факультета НГПУ в возрасте от 23 до 29 лет. Исходя из целей и задач поставленного эксперимента, из них были отобраны:

— на стадии констатирующего эксперимента 35 испытуемых;

— на стадии формирующего эксперимента 24 испытуемых, изъявивших желание продолжить участие в экспериментальной работе.

В исследовании использовался следующий комплекс методов: теоретический анализ литературы по проблеме, тестирование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, количественно-качественный анализ данных, методы математической статистики (линейная корреляция Пирсона, коэффициент ранговой корреляция Спирмена).

В дипломной работе использовались следующие методики: для определения уровня алекситимии использовалась методика «Торонтская алекситимическая шкала», апробированная в Санкт-Петербургском институте им. В. М. Бехтерева; для выявления помех, препятствующих установлению эмоциональных контактов, применялась методика В.В. Бойко; для определения испытуемыми своего эмоционального состояния использовалась методика Н.П. Фетискина «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний»; методика В. М. Русалова позволяет выявить у испытуемых уровни психомоторной, коммуникативной и интеллектуальной эмоциональности; методика оценки «эмоционального интеллекта» Н. Холл использовалась для выявления способности испытуемых понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений; методикой, выявляющей оценку частоты появления и интенсивности фундаментальных эмоций у испытуемых, а так же выявления доминирующих эмоции, является «Шкала дифференциальных эмоций» Л.П. Ротина; для выявления умения распознавать эмоции человека по фотографии использовалась методика The Facial Meaning Sensitive Test. Г.Дейл.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Содержательно определены характеристики коммуникативной функции эмоций.

2. Установлена взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и коммуникативной функцией эмоций.

3. Исследована динамика содержательных характеристик коммуникативной функции эмоций.

4. Результаты исследования могут быть использованы в коррекционной работе, в программах личностного роста, в процессе обучения и воспитания студентов с целью повышения качества их эмоциональной компетентности.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (включающего 82 научных работы), четырех приложений. В работе имеется 16 диаграмм, 24 таблиц.

Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЭМОЦИЙ

1.1 Теоретический анализ проблемы эмоций в зарубежной и отечественной литературе

С того времени, когда философы и естествоиспытатели стали всерьез задумываться над природой и сущностью эмоций, возникли две основные позиции. Ученые, занимающие одну из них, интеллектуалистическую, утверждали, что органические проявления эмоций -- это следствие психических явлений. По их мнению, эмоция представляет собой связь, которая устанавливается между представлениями. Эмоция -- это психическое нарушение, вызываемое рассогласованием (конфликтом) между представлениями. Это аффективное состояние непроизвольно вызывает вегетативные изменения. Представители другой позиции -- сенсуалисты -- наоборот, заявляли, что органические реакции влияют на психические явления. Эти две позиции позднее получили развитие в когнитивных теориях эмоций и в периферической теории эмоций У. Джемса и Г. Ланге [35].

В 1872 году Ч. Дарвин опубликовал книгу "Выражение эмоций у человека и животных", которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций [25]. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Ч.Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. П.Фресс отмечал, что «Большая часть эмоциональных реакций в эволюционной теории эмоций объясняется либо тем, что они полезны (выражение гнева пугает врага) и, следовательно, повторяются; либо просто тем, что они являются рудиментами движений, которые были целесообразны на предыдущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев» [74, с. 111-112].

Современная история эмоций начинается с появления в 1884 году статьи У. Джемса «Что такое эмоция?» [27]. Впервые автор сформулировал ясную, связную теорию эмоций, которую он развивал и защищал в течение почти 20 лет. У. Джемс сформулировал гипотезу об обратной связи, но не так, как это сделал Ч. Дарвин. Согласно его теории «телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и сознавание нами этого возбуждения в то время, как оно совершается, и есть эмоция» [27, с. 120-121]. Т. е. не потому мы дрожим и обливаемся холодным потом, что нам страшно, а потому нам страшно, что наше тело дрожит. Не потому мы сжимаем кулаки и напрягаем наше тело, что мы озлоблены, но мы чувствуем гнев в силу того, что весь наш организм пришел в соответствующее возбужденное состояние.

В следующем году (1885) совершенно независимо от У.Джемса датчанин К. Ланге опубликовал работу, переведенную Ж. Дюма в 1894 году, под названием "Эмоции". Теория К. Ланге, в сущности, не отличалась от теории У. Джемса. Согласно данной теории именно органические изменения являются первопричиной эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности...

Другие файлы:

Особенности формирования коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Методы, способствующие развитию коммуникативной функции речи у детей с общим ее недоразвитием. Исследование коммуникативной функции речи у детей 5-6 л...

Чувства и эмоции
Понятие об эмоциях и чувствах. Физиологические механизмы эмоций и чувств. Выражение эмоций и чувств. Функции чувств и эмоций. Формы переживания эмоций...

Эмоциональное состояние доноров и возможность коррекции со стороны среднего медицинского персонала
Индивидуально-психологические особенности проявления эмоций. Функции эмоций, реактивная, личностная тревожность. Исследование уровня личностной и реак...

Эмоции у животных
Человеческая эмоциональность и рациональность. Роль эмоций в жизни человека. Наличие сознания и эмоций у животных. Функционирование мозга на основе би...

Исследование моделей диодов из библиотек Simulink
Исследование вольтамперных характеристик диодов, снятие характеристик при различных значениях напряжения. Аппроксимация графиков вольтамперных характе...