Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Эмоциональное выгорание

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
История развития проблемы эмоционального выгорания. Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников. Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских сестер. Основные стадии сформированности эмоционального выгорания.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. Одной из таких профессий являются медицинские работники. Они постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, становиться менее эмпатичными, иначе им грозит эмоциональное выгорание.

Изучение синдрома эмоционального выгорания медицинских работников, в частности медицинских сестер особенно актуально в период проведения реформ, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности. Медицинские сестры обеспечивают результативность производственной деятельности лечебно-профилактического учреждения, что возможно лишь при высоком потенциале их здоровья.

Проблемой эмоционального выгорания в зарубежной литературе занимались К. Маслач, Х. Дж. Фрейденберг, А. М. Ричардсен и др. Отечественные исследователи, рассматривающие это вопрос, такие как В.Е. Орел, В.В. Бойко, Д. Трунов, Т.В. Форманюк и др. Особенности деятельности медицинских работников, а также последствия профессиональных стрессов в медицине рассматривались в работах И. Харди, В.В. Косарева, Г.Ф. Васюкова, Барабановой, Н. Водопьяновой.

Однако проблема выгорания медицинских сестер до сих пор остается актуальной и мало исследованной.

Исходя из этого, можно выделить ряд противоречий между:

- востребованностью общества в компетентной деятельности медицинских работников и недостаточным контролем со стороны руководства медицинских учреждений;

- необходимостью профилактики эмоционального выгорания у медицинских сестер и недостаточной разработанностью этого вопроса в специальной литературе.

Данные противоречия и проблемы послужили выбору тематики нашего исследования «Профилактика эмоционального выгорания у медицинских сестер».

Цель исследования: разработать программу профилактики эмоционального выгорания у медицинских сестер.

Объект исследования: медицинские сестры.

Предмет исследования: синдром эмоционального выгорания у медицинских сестер.

Гипотеза исследования: медицинские сестры будут менее подвержены эмоциональному выгоранию, если применить программу профилактики эмоционального выгорания.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Выявить сущность понятия «эмоциональное выгорание»;

3. Разработать программу профилактики эмоционального выгорания у медицинских сестер;

4. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы профилактики эмоционального выгорания медицинских сестер.

Методы исследования включают теоретический анализ психолого-педагогической литературы; тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты; качественный и количественный анализ результатов, включающий методы статистической обработки данных.

База исследования. Эксперимент по проверке эффективности разработанной программы профилактики эмоционального выгорания медицинских сестер проводился в МУЦГБ г. Ноябрьска с 2007 года по 2009 год, в эксперименте приняли участие 53 медицинских сестры.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа профилактики эмоционального выгорания медицинских сестер может использоваться в медицинских учреждениях.

Глава 1. Синдром эмоционального выгорания как психологическая проблема

1.1 История развития проблемы эмоционального выгорания

Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических условиях, приобрела особую актуальность в конце XX -начале XXI века - века наук о человеке, среди которых консолидирующее место принадлежит психологии.

Повышенный интерес к человеку как к субъекту труда обратил внимание исследователей на изменения, которые происходят с личностью в процессе выполнения профессиональной деятельности. Ранее в отечественной литературе указывалось на позитивное значение трудовой деятельности для развития личности, описывались механизмы и условия эффективной профессионализации человека. С другой стороны, назывались негативные психические состояния человека в труде, такие как утомление, монотония, стресс, однако комплексное влияние профессиональной деятельности на психическое и физическое здоровье оставалось «за кадром».

Сравнительно недавно в зарубежной, а затем и отечественной литературе появилось понятие «эмоционального выгорания».

Научный и практический интерес к синдрому «эмоционального выгорания» обусловлен тем, что этот синдром - непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации. Обеспокоенность работодателей и управленцев выгоранием сотрудников объясняется тем, что оно начинается незаметно, а его последствия очень дорого обходятся организации.

Испокон веков стояла проблема профессионального выгорания личности, и только в ХХ в. этой проблемой стали заниматься целенаправленно. Данная проблематика в науке изучена не достаточно, и носит более, эпизодический характер, хотя является архиважной целью развития общества. Синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью работника, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей людей, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению профессиональным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива.

В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания или выгорания работников.

Исследования эмоционального выгорания впервые были представлены достаточно недавно, хотя эта проблема была актуальна всегда.

Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

К. Маслач условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на: физические, поведенческие и психологические.

К физическим относятся: усталость, чувство истощения, восприимчивость к изменениям показателей внешней среды, астенизация, частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта, избыток или недостаток веса, одышка, бессонница.

К поведенческим и психологическим: работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше, профессионал рано приходит на работу и остается надолго, поздно появляется на работе и рано уходит, берет работу на дом, чувство неосознанного беспокойства, чувство скуки, снижение уровня энтузиазма, чувство обиды, чувство разочарования, неуверенность, чувство вины, чувство невостребованности, легко возникающее чувство гнева, раздражительность, человек обращает внимание на детали, подозрительность, чувство всемогущества, дистанционирование от пациентов и стремление к дистанционированию от коллег, повышенное чувство ответственности за пациентов и так далее.

Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих».

Можно сказать, что этот исторический период (с 1974 по 1980 гг.) характеризуется поиском и определением составляющих эмоционального выгорания выгорания. Вопрос терминологии данной проблематики также является актуальным. Определяются направления исследовательской деятельности.

В 1981 г. Э. Moppoy предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

В это же время были выделены следующие закономерности, раскрывающие подверженность работников данному синдрому:

Во-первых, профессиональному выгоранию больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Прежде всего, это руководители, менеджеры по продажам, медицинские и социальные работники, консультанты, преподаватели, полицейские и т.п. Причем особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без «сбрасывания» отрицательных переживаний во внешнюю среду.

Во-вторых, синдрому профессионального выгорания больше подвержены люди, испытывающие...

Другие файлы:

Общая характеристика явления "эмоциональное выгорание"
Эмоциональное выгорание как стресс. Личность как субъект профессиональной деятельности. Психологические особенности личности сотрудников правоохраните...

Исследование эмоционального выгорания педагогов и медработников, работающих с детьми
Эмоциональное выгорание педагогов. Понятие тревожности. Эмоциональное выгорание, его сущность. Методика Бойко "Исследование эмоционального выгорания"....

Эмоциональное выгорание сотрудников МВД
Анализ процесса постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющегося в симптомах умственного истощения, физического утом...

Эмоциональное выгорание педагогов в сельской местности
Специфика педагогической деятельности. Выделение стадий и факторов развития синдрома выгорания в профессии преподавателя. Экспериментальное исследован...

Первый педагогический опыт как условие формирования предпосылок к профессионально-педагогическим деформациям
Профессиональная деформация личности. Значение первого педагогического опыта в подготовке будущих педагогов профессионального обучения. Уровень сформи...