Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Первый педагогический опыт как условие формирования предпосылок к профессионально-педагогическим деформациям

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Профессиональная деформация личности. Значение первого педагогического опыта в подготовке будущих педагогов профессионального обучения. Уровень сформированности компонентов педагогической деятельности. Ценностные ориентации и эмоциональное выгорание.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ

Кафедра «Машиностроение»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

_____ А. И. Демченко

« _____» _______ 2012 г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

050501.65.08 - Профессиональное обучение

(машиностроение и технологическая обработка)

ПЕРВЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ДЕФОРМАЦИЯМ

Пояснительная записка

Выпускник _______________ Т. В. Андрианова

Руководитель _______________ Ю. В. Казакова

Нормоконтролер: ______________ Ю.В. Казакова

Красноярск 2012

РЕФЕРАТ

Выпускная квалификационная работа по теме «Первый педагогический опыт как условие формирования предпосылок к профессионально-педагогическим деформациям» содержит: текст 107 с., 3 рис., 5 табл., 42 источника, 3 прил.

Цель дипломного проекта заключается в исследовать предпосылок к профессионально-педагогическим деформациям складывающиеся под влиянием первого педагогического опыта .

Задачи дипломного проекта:

1. Раскрыть сущность, содержание и особенности профессиональной деформации личности;

2. Рассмотреть предпосылки к профессионально-педагогической деформации личности;

3. Обосновать роль, значение и место первого педагогического опыта в подготовке будущих педагогов профессионального обучения;

4. Рассмотреть педагогическую практику как условие формирования предпосылок к профессионально-педагогическим деформациям;

5. Провести исследование предпосылок профессионально-педагогической деформации личности на этапе первого педагогического опыта.

В дипломном проекте осуществлен анализ педагогической литературы по теме «Профессиональные деформации», анализ понятия «профессиональные деформации». Выявлены педагогические деформации и предпосылки к ним. Разработано и проведено исследование по выявлению предпосылок к профессионально-педагогическим деформациям после первой педагогической практики.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Профессиональные деформации личности педагога

1.1Сущность и содержание профессиональной деформации личности

1.2 Особенности профессионально-педагогической деформации личности

1.3 Предпосылки к профессионально-педагогической деформации личности

Выводы по первой главе:

2. Первый педагогический опыт

2.1 Роль и значение первого педагогического опыта в подготовке будущих педагогов профессионального обучения

2.2 Педагогическая практика как условие формирования предпосылок к профессионально-педагогическим деформациям

Выводы по второй главе

3. Исследование предпосылок профессионально-педагогической деформации личности на этапе первого педагогического опыта

3.1 Концепция и организация исследования

3.2 Результаты исследования

Выводы по третьей главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А(обязательное)Анкета «Уровень сформированности компонентов педагогической деятельности»

ПРИЛОЖЕНИЕ Б(обязательное)Методика «Ценностные ориентации»

ПРИЛОЖЕНИЕ В(обязательное)Методика «Эмоциональное выгорание»

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная деятельность является ведущей практически для каждого человека, и естественно, накладывает свой отпечаток на его личность. В последнее время в области педагогических профессий актуальной темой для исследования стала профессиональная деформация личности педагога, что связано со значительными изменениями в системе образования, в социальном «мирвоззрении» общества, увеличившими требования к деятельности педагога и ко всем сторонам его личности.

В формировании правильного отношения к педагогической профессии большое значение имеет первый опыт педагогической деятельности. Первая педагогическая практика формирует личность будущего профессионала и накладывает свой отпечаток на многие ее особенности, а также является определяющей в будущей предрасположенности педагога к профессиональным деформациям. Важно обратить внимание на уровень подготовленности ещё до начала полноценной профессиональной деятельности для того чтобы в борьбе с профессиональными деформациями личности иметь дело с предпосылками к ним, а не бороться с, уже занявшими свое место в личности, последствиями.

В рамках данной работы проведено исследование целью которого является изучение первого педагогического опыта, с позиции выявления недостатков, как условия для формирования предпосылок к будущей профессионально-педагогической деформации.

Объектом дипломной работы является процесс профессионального формирования личности педагога.

Предметом дипломной работы является первый педагогический опыт как условие формирования предпосылок к будущим профессионально-педагогческим деформациям.

Цель дипломной работы: исследовать предпосылки к профессионально- педагогическим деформациям складывающиеся под влиянием первого педагогического опыта .

Гипотеза данной исследовательской работы заключается в следующем: качественная подготовка студента к педагогической практике снижает вероятность проявления предпосылок к профессиональным деформациям.

Для достижения цели дипломного работы необходимо выполнить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность, содержание и особенности профессиональной деформации личности;

2. Рассмотреть предпосылки к профессионально-педагогической деформации личности;

3. Обосновать роль, значение и место первого педагогического опыта в подготовке будущих педагогов профессионального обучения;

4. Рассмотреть педагогическую практику как условие формирования предпосылок к профессионально-педагогическим деформациям;

5. Провести исследование предпосылок профессионально-педагогической деформации личности на этапе первого педагогического опыта.

1. Профессиональные деформации личности педагога

1.1 Сущность и содержание профессиональной деформации личности

Профессиональная деятельность является основным видом деятельности взрослого человека, начиная с 17-20 лет. Известно, что труд положительно влияет на психику человека, но исследователи отмечают также, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности [6, с.229]. Можно констатировать, что на стадии профессионализации имеет место профессиональная деформация личности. Существует немало трудов, посвященных исследованию данной проблемы, среди которых работы таких ученых, как А. К. Марковой, Э. Ф. Зеера, Е. И. Рогова, А. М. Новикова, Р. М. Грановской, С. П. Безносова, Л. Н. Корнеевой и др. Авторы отмечают, что любая профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в дальнейшем при выполнении, деформирует личность.

При изучении феномена профессиональной деформации в научной литературе встречаются различные подходы: деятельностный - связан с пониманием структуры деятельности, влияния элементов деятельности на личность работника; индивидуальный - изучает качества, способности и другие особенности личности работника и их проявления в профессиональной деятельности; феноменологический подход рассматривает влияние на личность некоторых факторов профессии, воспринимаемых человеком как данность (например, разделение труда, престижность профессии и др.).

Деятельностный подход осуществляется при отделении субъекта деятельности от личности. Известный в психологии принцип единства деятельности и сознания говорит о том, что личность формируется в деятельности, в ней же она проявляется. Поэтому когда речь идет о профессиональной деформации личности необходимо рассмотреть особенности взаимоотношений субъекта деятельности и личности. При деятельностном подходе можно судить о профессиональной деформации по отклонениям в действиях субъекта от предписанных деятельностных норм. Но за выбор мотива деятельности, за выполнение норм и трудовое поведение отвечает все-таки личность. Следовательно, для более полноценного понимания профессиональной деформации личности, многие авторы наряду с деятельностным используют индивидуальный подход, в котором также представлено, что любая профессия не существует вне своего носителя - субъекта. Но субъектность выступает как активность сознания личности, которая проявляется, во-первых, в объективном, полном и целостном отражении профессиональной среды, во-вторых, в ценностно-ориентированной активности, позволяющей вырабатывать и выбирать цели, идеи, модели и принципы деятельности. Субъектность проявляется и в целостн...

Другие файлы:

Методика преподавания познания мира
Вопросы активизации учебно-познавательной деятельности школьников относятся к одной из наиболее актуальных проблем, включающей как социальный, так и п...

Методика профессионального обучения. Понятия профессии
Понятие методики как совокупности методов для достижения какой-либо образовательной цели. Основные задачи педагогов профессионального обучения. Рассмо...

Социокультурное своеобразие реабилитации подростков
Подростковый возраст как психолого-педагогический феномен. Суть социальной депривации и актуальность педагогического решения проблемы. Субъектность ре...

Инновационно-эвристическое значение наследия Феофана Затворника для развития современного российского образования
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. В данной работе охарактеризавана сущность инновационно-эвристически...

Педагогический опыт преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе
Сущность профессионально-педагогической культуры. Направленность личности педагога. Процесс и пути профессионального становления личности будущего учи...