Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Эмоциональная сфера дошкольников

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Сущность эмоций и их значение. Психологические особенности детей 5-6 лет. Механизм адаптации ("адаптационное поведение"). Хронологическая последовательность симптомов адаптации и дезадаптации. Онтогенез эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

В настоящее время все более увеличивается значение развития и воспитания детей, как важнейшего условия успешности их жизнедеятельности. Конечным результатом развития и воспитания детей должен стать полноценный член общества.

Важнейшую роль для рационализации воспитания дошкольников играют психологические знания, включающие сведения о психологических процессах и состояниях.

В свете сказанного, цель настоящей работы: исследование литературы, как средства ознакомления с эмоциями детей 5-6 лет, является актуальной.

Объектом исследования являлись дети 5-6 лет.

Указанная цель решалась при помощи достижения следующих задач:

Определить значение эмоций детей 5-6 лет.

Выявить особенности эмоциональной сферы детей 5-6 лет.

Основными методами исследования являлись метод анализа и обобщения литературных источников, метод диагностики эмоциональной сферы детей и метод формальной логики.

Глава 1. Сущность эмоций и их значение

Обычно эмоцию определяют как особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

Однако, как отмечает П.В. Симонов (1987), несмотря на успехи, достигнутые в изучении мозговых механизмов психических процессов, в настоящее время не существует единой общепринятой научной теории эмоций. Нет также точных данных о том, в каких центрах и каким образом эти эмоции возникают и каков их нервный субстрат (Данилова Н.Н., 2000).

По классификации эмоциональных явлений А.Н. Леонтьева (1971) выделяется три вида эмоциональных процессов:

аффекты,

собственно эмоции и

чувства.

Аффекты -- это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.

Собственно эмоции в отличии от аффектов представляют собой более длительно текущее состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся и возможной ситуации, поэтому способны в отличие от аффектов предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Собственно эмоции возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях.

Третий вид эмоциональных процессов -- это так называемые предметные чувства. Они возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или отвлеченном. Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения (Данилова Н.Н., 2000).

В настоящее время исследователи говорят об еще одной категории эмоциональных явлений -- настроениях. У настроения нет специфического целевого объекта, как у эмоций, так же как и каких-либо специфических реакции. Следовательно, оно менее специфично, чем эмоция. К тому же субъективные переживания, связанные с настроением, по сравнению с эмоциями менее интенсивны.

Анализ различных психических процессов позволяет утверждать, что благодаря эмоциям осуществляется оценочное отражение действительности (Шингаров Г. X.,1971). Сознание человека отражает объективные свойства предметов и явлений окружающей жизни и общества в их отношении к потребности самого человека, как социального существа. Оценочная деятельность психики проявляется в эмоциональных процессах, как одна из существенных сторон единого процесса отражения.

В психологической литературе утвердилось представление в двух способах оценки действительности, неразрывно связанных друг с другом: оценке по «значениям», осуществляемой в процессе понятийного мышления, и оценке по «личностным смыслам» (Леонтьев А. Н.,1971), возникающей в связи с социальными эмоциями.

К. К. Платонов (1972) в структуре сознания выделяет две специфические формы отражения действительности, включающие в себя эмоциональный компонент: 1) простейшее эмоциональное отражение объективных отношений предметов и явлений внешнего мира к биологическим потребностям человека и 2) отражение реального мира человеком как личностью, осуществляемое посредством чувств.

Эмоции человека несут как биологическое, так и социальное содержание. Согласно биологической теории, предложенной П. К. Анохиным (1979), эмоции рассматриваются как средство саморегуляции организма, поддержания его жизненно-важных функций на оптимальном уровне. Эмоции тесно связаны с потребностями человека и деятельностью по их удовлетворению. При успешной деятельности возникает положительная эмоция, вызывающая упрочение нервных связей, обеспечивающих данный поведенческий акт. При неуспехе формируется отрицательная эмоция неудовлетворения, которая санкционирует отказ от примененного способа действий и организует поиск (новую комбинацию возбуждений и связанных с ними действий), нацеленных на потребный результат.

При исследовании эмоций человека знание лишь их биологической сущности недостаточно. Человек с первых мгновений своего появления на свет существует и развивается в условиях человеческого общества. Подавляющая часть специфически -- человеческого видового опыта «присваивается» им прижизненно (Леонтьев А. Н., 1971), почему биологические потребности превращаются в социальные, а эмоции приобретают социально-биологическую природу, причем биологическое а эмоциях, многократно опосредуясь опытом личности, часто отступает на задний план.

Глава 2. Психологические особенности детей 5-6 лет

Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга; дети старшего дошкольного возраста осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения.

В этом возрасте совершенствуются основные процессы: возбуждение, и особенно торможение, и несколько легче в данный период формируются все виды условного торможения. Задания детям, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную система.

Возраст 5-6 лет является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам -- общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К шестилетнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам (Рогов Е.И., 1996).

Несмотря на существенные сдвиги в развития, преобладающим на протяжении всего дошкольного возраста является непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.

Возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, даст наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению.

Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить у детей в возрасте четырех-пяти лет, однако значительного развития оно достигает к шести-семи годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком шести-семи лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы специально предназначенные для повышения эффективности запоминания; повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

У детей 5--6 лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов.

Развитие пространственных представлений ребенка к шести-семи годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций.

Дошкольный возраст является периодом дальнейшего интенсивного формирования психики, возникновения различных качественных образований, не только в развитии психофизиологических функций, но и в личностной сфере. Новые качественные образов...

Другие файлы:

Особенности проявления эмоций у дошкольников
Эмоциональная сфера личности. Проблема развития эмоций. Характеристика эмоциональных состояний. Психологические характеристики дошкольников. Соотношен...

Дидактические игры как средство развития памяти у старших дошкольников
Знакомство с особенностями развития памяти у дошкольников. Рассмотрение основных видов памяти: двигательная, эмоциональная, образная. Анализ факторов,...

Эмоциональная сфера личности и приемы ее саморегуляции

Мотивационная сфера
Компоненты, стороны и параметры мотивационной сферы личности. Процесс постановки и достижения цели. Ситуационная и диспозиционная мотивации. Эмоционал...

Эмоциональная сфера человека
Роль эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности. Уровни нервно-психического реагирования индивидов разных возрастов на воздействия...