Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Эмоциональная сфера человека

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Роль эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности. Уровни нервно-психического реагирования индивидов разных возрастов на воздействия общественной среды: соматовегетативный, психомоторный, эмоциональный, эмоционально-идеаторный.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека
    • 1.1 Роль эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности
    • 1.2 Анализ исследования проблемы
  • Глава 2. Эмпирическое исследование
    • 2.1 Организация исследования
  • 2.2 Статистическая обработка данных
    • 2.3 Психологическая интерпретация полученных результатов
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение
  • Формирование эмоциональной сферы личности считается сложным процессом, который происходит под действием ряда внешних и внутренних причин. Причиной внешнего воздействия считается общественная среда, в которой находится человек, причиной внутреннего действия - наследственность, индивидуальности его физиологического становления.
  • Формирование эмоциональной сферы личности соответствует главным шагам ее психического становления, начиная с раннего детства до зрелого времени.
  • Психологический аспект. Для каждого шага отличителен определенный уровень нервно - психического реагирования индивида на разные воздействия общественной среды: соматовегетативный (0-3 года), психомоторный (4-7 лет), эмоциональный (7-10 лет), эмоционально-идеаторный (12-18лет). В любом из данных шагов появляются чувственные, поведенческие, характерологические специфики, характерные тому либо иному возрасту.
  • Данные особенности отображают проявления нормального возрастного становления. эмоциональный адаптивный поведение психический
  • Актуальность. Важным направлением при исследовании развития личности выступает обнаружение особенностей психологической сферы людей. Это дает возможность создать рациональные обстоятельства для их личного развития и успешной общественной адаптации.
  • Новизна исследования содержится в том, что в отечественной психологии проведено экспериментально-психическое изучение эмоционально-личностных специфик детей и взрослых. Описаны отличительные для людей понимания мимики и психологического состояния человека.
  • Объект исследования - личность людей.
  • Предмет исследования - особенности развития эмоциональной сферы личности.
  • Основная гипотеза исследования. Эмоционально-личностное развитие людей существенным образом определяется спецификой понимания эмоций и эмоциональных состояний человека.
  • Цель - изучить особенности эмоциональной сферы личности.
  • Задачи:
  • 1) Сделать психологическую диагностику особенностей эмоциональной сферы человека;
  • 2) Провести эмпирическое исследование;
  • 3) Сделать выводы.
  • Глава 1. Психологическая диагностика особенностей эмоциональной сферы человека
  • 1.1 Роль эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности
  • Проблема воздействия чувств на поведение личности считается одной из важных в сегодняшней психологии. Существенное количество изучений отнюдь не исчерпали проблему, скорее, проявили ее глубину, обозначили диапазон направлений анализа психологии поведения. Исследование психологии эмоций позволяет увеличить представления об адаптивной психической активности, о причинах, которые обеспечивают эффективное поведение личности в процессе ее приспособления.
  • Как известно, эмоциональная сфера осуществляет активацию, побуждение и эмоциональную оценку реальности, организуя целостные формы действия, разрешающие простые и трудные адаптационные задачи. Эмоции воздействуют на ход развития и функционирования человека, компанию его действия. Выступая в качестве регуляторов действия, эмоции исполняют главную приспособительную функцию в системе взаимодействия человека с внешней средой, в обеспечении функциональных форм ее жизнедеятельности [3,с. 6].
  • Согласно представлениям Л. С. Выготского, Г. М. Бреслава, В. К. Вилюнаса, Л. К. Изарда, А. Н. Леонтьева и др., чувства, выступая в качестве регуляторов действия, исполняют главную приспособительную функцию, организуя взаимодействие субъекта с внешней сферой, обеспечивая функциональные формы его жизнедеятельности. Нарушения психологической регуляции действия, согласно современным изучениям, конкретно ведут к расстройству адаптации, общественно-эмоциональной деформации личности [7,с. 89].
  • Таким образом, значимость эмоций в управлении действием человека огромна, фактически все ученые эмоциональной сферы фиксируют мотивирующую значимость чувств, связывают впечатления с потребностями и их удовлетворением.
  • Почти все современные ученые замечают, что в структуре дезадаптивного действия личности немалое место занимают нарушения, совершенные на фоне особенных психологических состояний, таких как эмоциональная неустойчивость, враждебность, завышенная ригидность, личная и реактивная тревожность, временные ситуационные расстройства психоэмоциональной сферы, подавленность, страхи разного генеза, эмоциональная интенсивность переживаний, неустойчивый фон настроения, раздражительность, состояние завышенного психологического напряжения [8 с. 11].
  • Рядом исследователей тщательно исследованы разные проявления дезадаптации, в том числе и психологической, но важной остается проблема значения эмоциональной сферы в адаптации личности. В особенности принципиальным считается изучение процесса адаптации и ее устройств в любом возрасте.
  • Конкретно подростковый возраст связан с функциональным формированием личности и ее психологической сферы. Весь этот момент представляет собой значительную перестройку ранее сформировавшихся психологических структур и происхождение новых. Этот сложный и долгий ход адаптации подростка к новым общественным условиям собственного становления, сопровождающийся целой палитрой специфичных (нередко внутренне конфликтных) переживаний, выявляет подготовленность к адаптационному действию как фактору личного становления.
  • 1.2 Анализ исследования проблемы
  • Анализ начался с определенного подхода, который гарантирует исследование темы во всей его структурно-информативной сложности с учетом обилия внешних "надсистемных" взаимосвязей. Система, обеспечивающая психическую активность, как и любая иная многофункциональная система, представляет собой конкретную совокупность подсистем, важнейшей из каких считается система психологического реагирования [2 с. 56].
  • Из научных способов знания применялся анализ и составление литературных источников по проблеме изучения. Способ исследований (метод 8-цветовых выборов М. Люшера (МЦВ), метод рисуночной фрустрации С. Розенцвейга, анализ ситуативной и личной тревожности Д.Спилбергера), способ выборочного опроса (индивидуальный опросник А. Айзенка); автобиографический метод исследования личности; аспекты сложной оценки состояния дезадаптации Л. В. Яссман [10]; беседа; способы статистической обработки приобретенных результатов.
  • Внедрение модели изучения и раскрытия значения дезадаптации личности [11,с 103], продемонстрировало, что дети и юноши, демонстрирующие неэффективные формы действия в социуме, имеют большой дезадаптивный уровень. При этом, как показывает анализ итогов изучения, у девиантных подопытных критерии дезадаптации выражены на уровне целых подсистем психической адаптации. Однако в особенности - на уровне подсистемы психологического реагирования, завышенная чувственная эмоциональность и эмоциональная насыщенность переживаний, раздражительность, высокий уровень личной и реактивной тревожности, чувственная неустойчивость, высокий уровень психоэмоциональной напряженности, эмоциональная незрелость, несоответствие психологических реакций.
  • На наш взгляд, выраженные особенности понижают вероятность прогнозирования испытуемыми результатов собственного действия, что сопровождается внешней напряженностью, легко образующейся раздражительностью, конфликтностью, чувством своей неполноценности, закомплексованностью, тревожной настроенностью, лабильностью фона настроения, завышенной психологической возбудимостью, эмоциональной интенсивностью переживаний.
  • Исследование внушительно демонстрирует подъем неблагоприятной симптоматики на уровне всех подсистем по мере нарастания состояния дезадаптации. Но нарушения в подсистеме психологического реагирования, очевидно, указывают на предпочтительную значимость эмоционального фактора в структуре дезадаптивного действия. Достоверность качественного анализа полученных итогов изучения мы проводили проверку с использованием коэффициента Kendall Tau Correlanions. С помощью состава предоставленного коэффициента мы обнаружили статистически достоверную взаимозависимость между такими параметрами, как дезадаптация и чувственные нарушения: смысл коэффициента составило (t)=0,881 при р=0,00001.
  • Анализ итогов проделанного нами изучения особенностей психологического реагирования в личностно значимой ситуации девиантных испытуемых молодых людей и школьников с действенным поведением показывает, что девиантные испытуемые применяют в большей степени простые формы эмоционального реагирования, степень регуляции переживаний молодых людей с неэффективным действием подходит наиболее раннему периоду возрастного становления.
  • Численные характеристики относительного анализа видов эмоционального реагирования социально адаптированных и девиантных людей представлены в таблице 1.
  • Таблица 1. Типы эмоционального реагирования у социально адаптированных и асоциальных подростков и юношей
  • Другие файлы:

    Эмоциональная сфера личности
    Эмоционально-выразительные движения человека: мимика, жесты, пантомимика. Нормальные и патологические аффекты. Особенности возникновения, протекания и...

    Эмоциональная сфера личности и приемы ее саморегуляции

    Особенности проявления эмоций у дошкольников
    Эмоциональная сфера личности. Проблема развития эмоций. Характеристика эмоциональных состояний. Психологические характеристики дошкольников. Соотношен...

    Возрастные особенности психики старого человека
    Классификация людей, достигших возраста поздней взрослости. Генетические и психологические особенности процесса старения: изменения памяти, развитие м...

    Мотивационная сфера
    Компоненты, стороны и параметры мотивационной сферы личности. Процесс постановки и достижения цели. Ситуационная и диспозиционная мотивации. Эмоционал...

    Исследуемые

    Типы эмоционального реагирования (%)

    Прямое

    Трансформация

    Интелектуали-зация

    Адаптированные люди

    4,2