Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Эмоции человека и основные подходы к их изучению в психологии

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Роль эмоций, их отличие от чувств и аффектов. Внутренние компоненты эмоций. Теория эмоции как организмического возбуждения. Информационная теория П.В. Симонова. Психологические эмоции в концепции Л.С. Выготского. Альтернатива к теории Джеймса-Ланге.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Внутренние компоненты эмоций

2. РОЛЬ ЭМОЦИЙ, ИХ ОТЛИЧИЕ ОТ ЧУВСТВ И АФФЕКТОВ

2.1 ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИЙ

2.2 РОЛЬ ЭМОЦИЙ

3. экспрессивность

4. Психологические теории эмоций

4.1 Теория эмоции как организмического возбуждения

4.2 Эволюционная теория Ч. Дарвина

4.3 Теория Джеймса - Ланге

4.4 Альтернатива к теории Джеймса - Ланге

4.5 Теория когнитивного диссонанса

4.6 Информационная теория П.В. Симонова

5. Психология эмоций в концепции Л.С. Выготского

заключение

список литературы

введение

Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятие дает их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и воображение перерабатывают этот материал. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. В то же время вся наша познавательная и предметная деятельность немыслима без эмоций, без чувств.

В наши дни проблемой эмоций и чувств занимаются многие ученые и целые научные коллективы. И одним из главных вопросов остается -- зачем нужны чувства? Иными словами, каковы их функции, какую роль играют они в психической жизни человека?

Как всякое сложное и многогранное явление, эмоциональная сфера отражения может изучаться в различных аспектах, и от теории мы вправе ожидать равномерного освещения всевозможных ее сторон, последовательного раскрытия ее структуры, генезиса, функций и т. п. К сожалению, многое из того, что в учении об эмоциях по традиции называется многообещающим словом «теория», по существу представляет собой скорее отдельные фрагменты, лишь в совокупности приближающиеся к такой идеально исчерпывающей теории. Умение не видеть сразу много проблем иногда является условием продвижения в одной из них, поэтому отдельные работы могут быть интересными, проницательными, тонкими, могут знакомить нас с очень важными особенностями эмоциональной жизни, но в то же время оставлять нерешенными и даже необозначенными многие не менее интересные и важные вопросы.

Объектом курсовой работы являются эмоции человека и основные подходы к их изучению. Предмет исследования - эмоции, экспрессивность и внутренние переживания. Цель исследования - рассмотреть некоторые подходы в изучении эмоций человека.

Основные задачи курсовой - рассмотреть основные компоненты эмоций, их виды и некоторые подходы к их изучению.

1. ВНУТРЕННИЕ КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИЙ

Как и любое психическое явление, наши чувства связаны с психологическими процессами в организме. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма. Так, например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, понижается или повышается кровяное давление и т.п. В результате при одних эмоциональных переживаниях человек краснеет, при других - бледнеет. При положительных эмоциях приток крови к коже увеличивается. Она краснеет и теплеет. Кроме того, меняется ритм дыхания (человек задыхается от волнения), нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пересыхание во рту при волнении, холодный пот от страха). Изменяется также тонус мышц тела.

Многие из этих реакций организма непроизвольны. Именно на физиологических изменениях, происходящих при переживаниях, основан принцип действия полиграфа (так называемый детектор лжи). Понятие «детектор лжи» условное, потому что данный прибор измеряет не уровень правды, а то, насколько эмоционально важен для человека тот или иной вопрос или прозвучавшее слово.

В связи с тем, что физиологические проявления испытываемых эмоций легко поддаются самонаблюдению, их с давних времен принимали за причину чувств. Особенно чутко реагирует на все изменения эмоционального состояния наше сердце, но изменения происходят и в дыхательной, и в пищеварительной, и в секреторных системах.

Однако то, что принималось за причину, является лишь следствием. Указанные системы человеческого организма подчиняются деятельности симпатической нервной системы, возбуждение которой ведет к выделению надпочечниками гормона адреналина. Именно адреналин вызывает изменения в работе органов и систем организма и приводит их в состояние готовности к экстренной трате энергии.

Это проявляется в том, что происходит отток крови от внутренних органов, усиленное кровоснабжение скелетной мускулатуры, задержка работы органов пищеварения. В кровь выбрасывается большое количество сахара - одного из главнейших источников мышечной энергии.

Но указанные процессы не объясняют всего многообразия эмоций, реакции симпатической нервной системы носят стереотипный характер и бывают одинаковы при различных эмоциях. Более того, аналогичные реакции наблюдаются и в некоторых состояниях, не связанных напрямую с эмоциями (при мышечной работе, холоде и т. д.). Исследования показали, что в случае отключения всей симпатической системы внешние признаки эмоций сохраняются. В то же время в опытах С. Шехтера при введении испытуемым адреналина оказалось, что если они знали об этом, то эмоциональной реакции не было, а если не знали, реакция зависела от искусственно созданной ситуации и могла быть как гневом, так и радостью. По мнению Шехтера совершенно очевидно, что для возникновения эмоций необходима физиологическая активация, но только восприятие ситуации определяет направленность эмоции. Поэтому деятельность симпатической нервной системы нужно рассматривать лишь как следствие процессов, происходящих в головном мозге.

В отличие от животных человек может осознавать свои эмоции и чувства и вызвавшие их причины. Ведущую роль в протекании чувств играет кора больших полушарий головного мозга. И.И. Павлов показал, что именно кора регулирует протекание и выражение эмоций, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими.

Возникая в коре головного мозга, физиологический процесс, являющийся основой чувств, распространяется на нижележащие подкорковые центры. Электрофизиологические исследования показали огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Так, эмоциональный настрой, эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения возникают в одном и том же центре - таламусе. Ф.Бард показал, что с эмоциями из всех мозговых структур связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы.

В экспериментах Л. Олдаса с вживлением электродов в различные участки мозга изучалось поведение крысы при раздражении электротоком задней части гипоталамуса. Ученый предположил, что крысы будут избегать того участка клетки, где они подвергаются воздействию тока. Однако оказалось, что не все крысы вели себя так, как ожидал экспериментатор. Одна из них постоянно возвращалась к тому участку клетки, где на неё воздействовали током. Тогда Олдс, полагая, что эта крыса менее чувствительна, чем другие, увеличил силу тока. Но чем сильнее были разряды, тем быстрее крыса возвращалась к тому месту, где она их получала, т.е. оказалось, что крыса сама стремилась получить электрический стимул вместо того, чтобы избегать его. После вскрытия мозга животного Олдс обнаружил, что электрод по ошибке был вживлен не в то место и вызвал «реакцию удовольствия». Тогда были проведены дополнительные исследования с вживлением электродов в найденный центр.

Животных поместили в клетки, где они сами могли подвергать себя воздействию тока, нажимая на рычаг. Результаты ошеломили ученых. Крысы стремились непрерывно нажимать на рычаг, перенося самые сильные разряды. Иногда они были настолько сильными, что отбрасывали крысу к стенке клетки. Но как только крыса приходила в себя, она снов бросалась к рычагу, чтобы получить новый разряд, подобный предыдущему.

Некоторые животные нажимали на него 100 раз в минуту, а средняя частота за сутки составила 200 раз в час. Если возникала потребность во сне, крысы дремали несколько минут, а потом сразу же снова принимались за стимуляцию. Они предпочитали обходиться без пищи, бросали свои выводки, только бы нажимать на рычаг.

Раздражение других участков мозга вызывало у животных ощущение сильной боли, отрицательные эмоции и стремление избежать такого воздействия. Их назвали «болевыми центрами» или «центрами страдания». Используя «центр умиротворения» физиолог Дельгадо вышел на арену вместо тореадора и остановил несущегося на него быка, воздействуя с помощью пульта дистанционного управления на вживленные в его мозг электроды.

Важные данные для выявления сущности эмоциональных реакций были получены при изучении функциональной асимметрии мозга. Было установлено, что левое полушарие в большей степени связано с возникновением и поддержанием положительных эмоций, а правое - отрицательных.

Следует также отметить роль ретикулярной формации как структуры, активизирующей эмоциональную жизнь человека. Получая из различных органов чувств нервные стимулы, ретикулярная форм...

Другие файлы:

Теоретические подходы в юридической психологии
Юридическая психология. Сущность теоретических подходов в юридической психологии. Принцип объективности. Личностный и деятельностный подходы в психоло...

Основные подходы к проблеме эмоциональных состояний в зарубежной психологии
Определение и основные характеристики эмоциональных состояний, их влияние на качество деятельности человека. Изучение психических состояний в зарубежн...

Что такое психология. В двух томах. Том-1
Книга канадского автора-учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. В первом томе рассмотрены подходы и методы психоло...

Эмоции (виды, особенности, подходы к изучению)
Психология изучает особый мир явлений, находящийся в сознании человека и не похожих на те явления, которые человек видит невооруженным глазом в окружа...

Эмоции в жизни человека
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек: собственно эмоции, чувства, аффекты. Механизмы языкового выражения эмоций, их функции. Ф...