Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Основные подходы к проблеме эмоциональных состояний в зарубежной психологии

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Определение и основные характеристики эмоциональных состояний, их влияние на качество деятельности человека. Изучение психических состояний в зарубежной психологии, эмоциональный мир человека с точки зрения бихевиоризма, психоанализа и гештальтпсихологии.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Эмоциональные состояния

1.1 Определение понятия «эмоциональное состояние»

1.2 Виды эмоциональных состояний

1.3 Значение эмоциональных состояний в жизни человека

Глава 2. Основные подходы к проблеме эмоциональных состояний в зарубежной психологии

2.1 Проблема эмоциональных состояний в зарубежной психологии

2.1.1 Эмоциональные состояния в психоанализе

2.1.2 Эмоциональные состояния в бихевиоризме

2.1.3 Эмоциональные состояния в гуманистической психологии

2.1.4 Эмоциональные состояния в гештальтпсихологии

2.1.5 Эмоциональные состояния в когнитивной психологии

2.2 Сравнительный анализ подходов к проблеме эмоциональных состояний некоторых зарубежных психологических школ

Заключение

Список литературы

Введение

Значение проблемы эмоциональных состояний едва ли нуждается в обосновании. Какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность человека - психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться и закрепиться в ней. Эмоциональные состояния захватывают в течение некоторого времени всю личность и отражаются на деятельности, поведении человека.

На протяжении многовековой истории исследования эмоциональных состояний они пользовались самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека. Разработкой подходов к изучению эмоциональных состояний занимались психологи прошлого века, такие как В. Вундт, В. К. Вилюнас, У. Джемс, У. Макдауголл, Ф. Крюгер. Интерес к этой проблеме и по сей день не угасает. Напротив, изучение механизмов возникновения эмоциональных состояний остается весьма актуальным для психологической науки нашего времени, так как психическое состояние человека оказывает огромное влияние на различные виды его деятельности и на качество жизни в целом.

Таким образом, актуальность данного исследования подчеркивается тем, что эмоциональные состояния, являясь одним из фундаментальных свойств человеческой психики, изучаются как в психологическом, так и в физиологическом аспектах, т.е. эмоциональные состояния, возникающие у человека в процессе какой-либо деятельности, оказывают влияние и на его психическое состояние, и на общее состояние организма.

В зарубежной психологии сформировалось несколько точек зрения на проблему эмоциональных состояний, которые следует отразить, отметить их основные отличительные особенности и провести сравнительный анализ. Это необходимо для лучшего и более углубленного понимания проблемы эмоциональных состояний и их влияния на жизнь и деятельность человека.

Целью исследования является изучение основных подходов к проблеме эмоциональных состояний в зарубежной психологии.

Объектом исследования выступают эмоциональные состояния.

Предметом исследования данной курсовой работы являются основные подходы к проблеме эмоциональных состояний в зарубежной психологии.

Реализация поставленной цели потребовала решения ряда задач:

1. Провести анализ научно-популярной литературы по проблеме эмоциональных состояний в зарубежной психологии.

2. Изучить основные виды эмоциональных состояний.

3. Изучить влияние эмоциональных состояний на качество деятельности человека.

4. Провести сравнительный анализ подходов к проблеме эмоциональных состояний среди некоторых зарубежных психологических школ.

Методологическая основа.

При подготовке данной курсовой работы были использованы материалы, взятые из научных статей следующих авторов: В. К. Вилюнас, Б. Спиноза, В. Вундт, Н. Грот, Ф. Крюгер, А. Бергсон, З. Фрейд, Э. Линдеманн и др.

Практическая значимость.

Данная работа может быть использована в качестве методического материала при подготовке к семинарам или экзаменам по общей психологии.

Структура курсовой работы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.

Глава 1. Эмоциональные состояния

1.1 Определение понятия «эмоциональное состояние»

Существует множество определений понятия «эмоциональное состояние». Разные авторы выделяют эмоциональные состояния либо в отдельную группу, либо как разновидность психических состояний.

Эмоции нередко окрашивают поведение человека в особый чувствительный тон, создавая более или менее продолжительные, весьма устойчивые переживания. Иногда чувства возникают внезапно, протекают бурно и сравнительно быстро проходят. Эти длительные или кратковременные переживания называются психическими или эмоциональными состояниями [8].

Согласно одному источнику, эмоциональное состояние - это отдельно взятый эмоциональный процесс ограниченной длительности [2]. Эмоциональные состояния могут длиться от нескольких секунд до нескольких часов и быть более или менее интенсивными. В исключительных случаях интенсивное эмоциональное состояние может сохраняться дольше названных сроков, но в таком случае это может быть свидетельством психических нарушений.

Согласно другому источнику, эмоциональные состояния -- это психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения [11]. Если определять психические состояния как психологическую категорию, характеризующую психическую деятельность индивида за определенный период времени, то можно сказать, что эмоциональные состояния, как разновидность психических состояний, отражают субъективное отношение индивида к отражаемым явлениям действительности. Эмоциональные состояния имеют начало и конец, изменяются с течением времени, однако они целостны, относительно постоянны и устойчивы.

Зачастую невозможно дать точное определение переживаемому состоянию, так как, во-первых, эмоциональные состояния многомерны и характеризуют действительность с различных сторон, а во-вторых, они непрерывны, то есть границы перехода одних состояний в другие четко не обозначены, плавны. «Чистых» состояний практически не существует.

Если рассматривать эмоциональное состояние как одно из составляющих психического состояния, можно отметить, что в данной структуре оно занимает достаточно весомое положение.

Эмоциональные состояния отражают доминирование при данном психическом состоянии той или иной эмоции, её интенсивности, полярности. Это эйфория, радость, удовлетворение, печаль, тревога, страх, паника и др. Помимо эмоциональных состояний в структуру психических состояний входят активационные, тонические, тензионные и другие состояния [11].

Состояния возникают в процессе деятельности, зависят от нее и определяют специфику переживаний. Каждое психическое состояние переживается индивидом целостно, как единство духовных, психических и физических (телесных) структур. Изменение психического состояния затрагивает все эти уровни.

Иногда эмоциональные состояния рассматривают как разновидность эмоций. Но на наш взгляд, эмоциональные состояния отличаются от эмоций и эмоциональных реакций тем, что первые более устойчивы и менее предметны (все радует, печалит). Эмоциональные состояния, как и психические состояния в целом, в большей степени характеризуют деятельность и влияют на нее.

Если рассматривать эмоциональные состояния как отдельный процесс, следует выделить некоторые его особенности. Во-первых, это ограниченный срок действия эмоционального состояния на человека. Данная особенность выражается в неустойчивости и изменчивости эмоциональных состояний с течением времени, т.е. они имеют начало, развитие и конец. Во-вторых, эмоциональное состояние человека зависит от внешних факторов и от его внутреннего (субъективного) отношения к ним [8]. Например, люди с разными типами темперамента по-разному реагируют на внешние воздействия: если сказать бранное или неприличное слово меланхолику, он, скорее всего, обидится, а холерик в этом случае разозлится. От субъективного отношения человека к ситуации зависит также и длительность протекания эмоционального состояния. Например, горе продолжает охватывать человека до тех пор, пока он, так скажем, не решит, что уже достаточно погоревал, т.е. пока интенсивность эмоционального состояния не понизится до определенного уровня. В-третьих, от субъективного отношения человека к ситуации зависит и интенсивность эмоционального состояния. Чем значимее для человека событие, тем интенсивнее эмоциональное состояние.

Таким образом, эмоциональные состояния выделяют либо как самостоятельную группу эмоциональных процессов, либо как разновидность психических состояний. При этом их основные особенности во многом схожи.

эмоциональный бихевиоризм психоанализ

1.2 Виды эмоциональных состояний

Существует множество классификаций эмоцио...

Другие файлы:

Значение эмоциональных стояний для юридической практики
Общая характеристика эмоций и эмоциональных состояний. Виды и проявление эмоциональных переживаний. Анализ аспектов, связанных с учетом юридически зна...

Психологическое исследование эмоциональных состояний личности в процессе лечебного массажа
Характеристика эмоциональных состояний. Психологические исследования эмоциональных состояний. Эмоциональные состояния личности и проблема их регуляции...

Протекание психологических процессов у человека
Общая характеристика эмоций и эмоциональных состояний, их взаимосвязь с потребностями личности. Виды и проявление эмоциональных переживаний. Понятие ю...

Возрастная динамика детских страхов
Исследование страхов в отечественной и зарубежной психологии: сущность понятия "страх", место страха в структуре эмоциональных состояний. Этапы развит...

Картографии состояний сознания
Научные подходы к определению сознания и его состояний. Сравнительный анализ и применение в психологии картографии внутренних пространств С. Грофа, це...