Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Характеристика речи детей с IV уровнем общего недоразвития речи

Тип: контрольная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Различные подходы к пониманию и определению общего недоразвития речи. Характеристика симптомов и механизма речевого нарушения. Отсутствие единообразия дефекта языковых компонентов. Характеристика речи детей при общем уровне ее недоразвития IV уровня.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина»

Институт психологии, педагогики и социальной работы

Кафедра психологии личности, специальной психологии и
коррекционной педагогики

«Характеристика речи детей с IV уровнем общего недоразвития речи»

Контрольная работа

Выполнила: студентка ОЗО (3.0)

группа №4264

Рябова Н.Г.

Рязань 2014

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие общее недоразвитие речи

1.1 Различные подходы к пониманию и определению общего недоразвития речи

1.2 Симптоматика и механизм общего недоразвития речи

Глава 2. Характеристика речи детей при общем недоразвитии речи IV уровня

Заключение

Литература

Введение

В течение первых шести лет жизни ребенок приобретает больше знаний, чем за все остальные годы, вместе взятые. Особенно бурное развитие происходит в первые два года, когда новорожденный малыш, имея только несколько врожденных рефлексов, постепенно учится сидеть, ползать и ходить, понимать чужую речь и говорить самостоятельно и приобретает другие важные умения. Понимать и воспроизводить родную речь ребенок учится в течение длительного промежутка времени.

Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Процент малышей с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится сталкиваться с темповыми задержками развития речи у детей от 1 до 5 лет. Причины называются разные, среди которых экологический фактор, генетические изменения, ухудшение питания, рост информационных технологий, перегружающих нервную систему, гиподинамия. В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют одну из самых многочисленных групп детей с нарушениями развития. Общее недоразвитие речи у детей изучается давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. ОНР распространено не только среди воспитанников специализированных детских садов, но и среди детей, посещающих массовые дошкольные образовательные учреждения, и оказывает отрицательное влияние на весь процесс воспитания и обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

Целью данной работы является всестороннее изучение проблемы общего недоразвития речи и характеристика речи детей с четвертым уровнем недоразвития.

Поставленная цель требует решения ряда задач:

1. Изучить специальную литературу по проблемам общего недоразвития речи у детей.

2. Рассмотреть сущность понятия «общее недоразвитие речи», «уровни общего недоразвития речи»; 

3. Изучить характеристики речи детей с общим недоразвитием речи четвертого уровня

4. Сформулировать выводы.

Контрольная работа состоит из введения, двух глав, и заключения.

Глава 1. Понятие общее недоразвитие речи

Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии и т. д.

Таким образом, термин «общее недоразвитие речи» характеризует только симптомологический уровень нарушения речевой деятельности. В большинстве случаев при этом нарушении возможно не столько недоразвитие, сколько системное расстройство речи. [9]

Общее недоразвитие речи -- различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е.Левиной. Понятие общего недоразвития речи (ОНР) и в настоящее время активно используется для формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;

Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;

Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

Речь детей с ОНР малопонятна. [3,7,8]

1.1 Различные подходы к пониманию и определению общего недоразвития речи

На протяжении нескольких десятилетий проблема изучения общего недоразвития речи различного генеза является объектом внимания многих исследователей. Этой проблемой занимались ведущие ученые в области логопедии: Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.И. Жаренкова, Л.Н. Ефименкова, С.Ф. Спирова, Н.С. Жукова, С.Ф. Иваненко, С.А. Миронова, Т.Б. Филичева и другие исследователи.

В исследованиях по теории и практике современной логопедии традиционно используется определение общего недоразвития речи, сформулированное в работах исследователей, изучавших данную проблему в НИИ дефектологии под руководством Р.Е.Левиной. Понимание недоразвития речи отражено в исследованиях Р.Е. Левиной, которая, изучая проявления речевых расстройств у большого количества детей, отмечала, что нарушения устной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста многообразны по своим проявлениям. Они могут касаться не только произношения, но и затрагивать процессы фонемообразования, выражаться в затруднениях звукового анализа. Кроме того, в ряде случаев нарушение охватывает как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи.

Формирование представлений об общем недоразвитии речи в работах Р.Е. Левиной связано с решением вопроса о разграничении аномалий речевого развития у детей, с изучением генезиса речевого нарушения, оценкой и дифференциацией симптоматики речевых нарушений. В ее работах отмечено, что нарушения речи у детей многообразны по своим проявлениям и имеют различное происхождение и различную структуру ее проявления. Для понимания и оценки речевых нарушений, которые могут быть квалифицированы как общее недоразвитие речи, необходимо разграничение нарушений речи со сходными состояниями.

Речевые нарушения, по мнению Р.Е. Левиной, должны быть отграничены от возрастных особенностей развития речи. Для оценки речевого развития ребенка необходимо помнить, что на каждом этапе речевого развития ребенку свойственны определенные особенности произношения звуков, использования лексических и грамматических средств языка и особенности построения предложения. Эти явления связаны с так называемым физиологическим несовершенством речевой функции. То есть, оценка несформированности речевых средств как проявление общего ее недоразвития должна производиться лишь с учетом возрастных норм. [7]

Сходное понимание общего недоразвития речи высказывалось в работах Р.А. Беловой-Давид, Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, которые также отмечали, что нарушение всех компонентов речевого развития (звукового, фонематического, лексического и грамматического) можно рассматривать как общее недоразвитие речи.

Н.А.Никашина обосновывает необходимость коррекционной логопедической работы с учащимися массовой школы на логопедических пунктах с учетом того, что среди учащихся с нарушениями устной речи встречаются дети с общим недоразвитием речи, выраженным как недостатками произношения отдельных звуков, так и неправильным воспроизведением слоговой структуры слова, недостаточным словарным запасом, неправильным грамматическим строем речи. [9]

Общее недоразвитие речи, по мнению Л.Ф. Спировой, проявляется в нарушении как звуковой, так и смысловой стороны. Характеризуя детей с общим недоразвитием речи, Л.Ф. Спирова указывает, что кроме нарушения звукопроизношения у этих детей ограничен и неустойчив речевой запас, беден словарный запас, а выражение мысли лексико-грамматическими средствами языка несовершенно.

Г.И. Жаренкова, выделяя группу детей, нуждающихся в направленном логопедическом обследовании, отмечала, что среди учащихся массовой школы имеются дети не только с фонетическими, но и с фонематическими и лексико-грамматическими нарушениями, что понимается ею как проявление общего недоразвития речи...

Другие файлы:

Формирование грамматического строя речи у детей с III уровнем общего недоразвития речи
Теоретические основы развития речи ребенка, его этапы и структурные компоненты. Этиология и клинические варианты общего речевого недоразвития у дошкол...

Преодоление общего недоразвития речи дошкольников
В учебно-методическом пособии освещены общие вопросы развития речи детей дошкольного возраста, проблемы речевого недоразвития. Представлены методическ...

Формирование связной речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня
Психологические и лингвистические характеристики связной речи, её нормальное развитие у детей. Периодизация и характеристика общего недоразвития речи....

Процесс логопедической коррекции общего недоразвития речи у детей подготовительного возраста
Характеристика общего недоразвития речи, его уровни, причины и симптоматика. Принципы и направления обследования детей подготовительного возраста с об...

Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка
Краткая характеристика общего недоразвития речи у детей. Методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего воз...